Занятие в старшей группе первоцветы. Конспект НОД в старшей группе ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Первоцветы. Подбор материала для мини-исследования

Тема занятия: «Помощники весны»

Скороговорка дня:

Топали мы, топали,

До тополя дотопали.

Дотопали до тополя —

Да топаем, всё топаем.

Цель занятия: знакомство с весенними изменениями в жизни растений, с первоцветами, редкими растениями, формирование понимания необходимости их охраны, бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы : рисунок-заготовка «Распускаются почки».

Предварительная работа

Возобновляем наблюдение за деревьями. Если осенью мы наблюдали, как меняются цвет листьев и их количество на ветках, то теперь наша задача — не пропустить момент появления первых листочков, рассмотреть их. Обсудим с детьми, что именно им предстоит увидеть. Каждый ребенок может выбрать «свое» дерево и наблюдать за ним.

Часть I. Мы помогаем

Цели : формирование счетных навыков, умения сравнивать множества по количеству предметов; знакомство со строением почки.

Педагог. Что-то Весна не приходит! Наверное, у нее очень много дел. Давайте поможем ей, тогда она сумеет прийти и поиграть с нами.

Работа по рисунку «Распускаются почки». Рассмотрим веточку, найдем почки. Под ними от морозов до поры до времени прячутся зеленые листочки и цветы. На всех веточках хорошо видны почки. «Поможем почкам раскрыться» — нарисуем на каждой маленький клейкий зеленый листочек. Посмотрим внимательно — все ли почки на наших рисунках «распустились»?

Проверяем работу вместе. Сначала сосчитаем веточки. Откуда будем начинать счет? Дерево растет верхушкой, значит, самые старые веточки... (внизу), они появились первыми, с них и начнем счет.

Сколько листочков на второй (первой, третьей) веточке справа (слева)? «Проверенные» веточки будем отмечать, рисуя ленточки. (Подобными ленточками мы будем отмечать и веточки настоящих деревьев, за которыми будем наблюдать.) На какой ветке больше всего листочков? Сколько всего раскрылось почек слева (справа)? Где больше листочков — слева или справа?

В каждом случае детям нужно соединить полученные значения с нужной цифрой.

Разминка «Распускаются почки» . Мы рисовали листочки вместо почек на веточках деревьев. Они очень маленькие и к тому же свернуты. Попробуем представить себе, что происходит внутри «проснувшейся» почки.

1. Дети садятся на корточки, накрывают голову руками. Пальцы одной руки крепко прижаты к пальцам другой руки, образуя вершину почки. — Нежные листочки в почке сложены, закрыты жесткими чешуйками от мороза.

2. Не разъединяя пальцев, разводим руки в стороны — почки набухают.

3. Медленно встаем, руки расходятся в стороны — чешуйки опадают, листочки распускаются.

4. Встаем на носочки и тянемся вверх — листочки тянутся к солнцу.

Повторим весь комплекс упражнение 3—4 раза.

Часть II. Первоцветы

Цели : знакомство детей с первоцветами, с необходимостью бережного отношения к ним; формирование умения находить смысловую основу слов.

Чем же еще занята весна в первые дни своего прихода? Она украшает землю первоцветами!

Дидактическая игра «Спроси слово» . Рассмотрим рисунки с изображением первоцветов. Предложим детям догадаться, почему все эти цветы называют первоцветами. Удивительно не только то, что эти растения первыми цветут, когда вокруг еще лежит снег, но и то, что зацветают они еще под снегом!

Постараемся выяснить, как получили свое название такие растения, как подснежник, мать-и-мачеха и сон-трава.

Подснежники зацветают под снегом. Так называют самые разные цветы. Некоторые из них (гусиный лук, ветреница лютиковая, пролеска, хохлатка) растут всего 1—1,5 месяца после появления, и до будущей весны сохраняются у одних клубни, у других — луковицы, у третьих — более или менее толстые корневища.

Мать-и-мачеха . Нижняя часть листьев у этого растения на ощупь кажется мягкой и теплой, как мать. А верхняя часть, наоборот, жесткая и холодная, как мачеха. Сначала это растение цветет, а потом уже появляются листья. До самой осени они будут накапливать питательные вещества для цветения следующей весной. Так же растет и медуница.

Прострел, или сон-трава. Ранней весной в светлом сосновом бору можно увидеть склоненные мохнатые фиолетовые колокольца. Кажется, кто-то специально воткнул в землю сорванные цветы на короткой ножке — ведь ни листья, ни стебли пока не выросли. Через несколько дней цветки широко раскроются, и колоколец превратится в яркую шестилучевую звезду с пучком желтых тычинок посередине.

В древности люди думали, что попавшие вечером на поляну путники засыпают от испарений этого ядовитого растения. Поэтому и назвали его — сон-трава.

Во многих странах есть поверья, связанные с целебной силой и магическими способностями первоцветов.

Из-за стремления людей украсить первыми вестниками весны свои дома многие первоцветы стали редкими растениями. К ним необходимо относиться особо бережно. А свои дома лучше украшать живыми растениями, выращивая их при помощи старших.

Итог занятия. Постараемся разгадать загадки — в них «спрятались» все те понятия, с которыми мы сегодня познакомились.

На ветках — плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Был тугим он кулачком,

А разжался — стал цветком. (Бутон.)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежники, первоцветы.)

На земле цветов — не счесть,

Но один особый есть —

Самый первый, самый нежный.

Мы зовем его... (подснежник).

Последующая работа

Предложим детям передать свои впечатления и эмоции в творческой работе «Подснежники». Каждому ребенку нужно выбрать первоцвет, который они будут изображать. Возможно, дети смогут пояснить свой выбор. «Нарисуем» каждый свой первоцвет при помощи пластилина и крупы.

Выучим стихотворения о птицах, ведь очень скоро мы будем встречать в наших краях перелетных птиц.

Наблюдение «На проталинках ». Обратим внимание детей на то, что среди снега на проталинах можно увидеть не только пробивающуюся травку, но и первых насекомых, пауков и дождевых червей. Днем они отогреваются, разминают ножки, а вечером, когда мороз вновь крепчает, снова прячутся в щели, под листву, в мох, в траву.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей №5

Конспект НОД

«Первоцветы»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

г. Комсомольск-на-Амуре

Цель НОД……………………………………………………………………………………

Задачи НОД………………………………………………………………………………….

Оборудование……………………………………………………………………………….

Организация занятия………………………………………………………………

Ход НОД………………………………………………………………………........

2.1.Подбор материала для мини-исследования…………………………………

2.2. Воспроизведение видеофрагмента «Первоцветы»……………...…………..

2.3.Беседа о первоцветах. Объяснение термина «первоцвет»………………….

2.4.Мини-исследование…………………………………………………………...

2.5.Литературная минутка………………………………………………………..

2.6.Работа с фотографиями……………………………………………………….

2.7.Творческое дело «Я первый весенний цветок»……………………………..

2.8.Релаксационная минутка «Цветочек»……………………………………….

Итог занятия………………………………………………………………………..

Список источников……………………………………………………………………….....

Приложения

Приложение 1. Рисунок первоцвета для раскраски «Адонис»…………………

Приложение 2. Рисунок первоцвета для раскраски «Весенник»……………….

Приложение 3. Рисунок первоцвета для раскраски «Одуванчик»……………..

Приложение 4. Рисунок первоцвета для раскраски «Подснежник»……………

Приложение 5.Рисунок первоцвета для раскраски «Ландыш»………………..

Приложение 6. Рисунок первоцвета для раскраски «Венерин башмачок»……

Приложение 7. Рассказ. Н. И. Сладков. Ивовый пир……………………………

Приложение 8. Рассказ. Н. И. Сладков. Любитель цветов………………….…..

Цель: сформировать у детей знания о первоцветах, их отличительных признаках, правилах поведения в природе.

Задачи:

    расширять представления детей о характерных признаках весны;

    познакомить с разнообразием растений-первоцветов;

    развивать познавательный интерес, воображение, мышление, умение применять в работе полученные знания;

    развивать умение сравнивать и анализировать;

    обогащать словарный запас детей;

    воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность;

Оборудование: фотографии первоцветов, рисунки первоцветов для раскраски (Приложение № 1-6) , цветные карандаши. Большой рисунок весенней полянки (без первоцветов).

Дополнительный материал: 1) презентация Microsoft Office PowerPoint «Первоцветы»; 2) видеофрагмент «Первоцветы» (3.25 мин.); 3) фотографии.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Сладкова «Ивовый пир», «Любитель цветов». (Приложение № 7, № 8)

1. Организация занятия

Занятие начинается со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!

2. Ход НОД

2.1. Подбор материала для мини-исследования

Раздается стук в дверь. Входит ребенок - Весна.

Я – весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

Я везде ращу цветочки.

К вам в гости пришла,

И букет принесла.

Воспитатель: А какой букет принесла весна, мы сейчас отгадаем (загадываем загадки и «собираем» весенний букет).

2.2. Воспроизведение видеофрагмента «Первоцветы» (Слайд № 5)

2.3. Беседа о первоцветах. Объяснение термина «первоцвет»

Воспитатель: Во все времена люди радовались первым цветам. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Правильно. Эти цветы первыми дарят нам радость, как будто они говорят: «Зима не вернется, пришла весна».

2.4. Мини-исследование

Рассматриваем первоцветы, определяем, чем они отличаются друг от друга, а чем похожи. Исследуем названия первоцветов. (Слайд 6)

2.5. Литературная минутка

В честь весенних цветов сочиняли стихи, песни, сказки (стихи раздаются детям заранее).

2.6. Работа с фотографиями: дети определяют знакомые цветы (ландыш, венерин башмачок).

Обращаем внимание на то, что цветы будут радовать нас позже, только к ним надо бережно относиться.

2.7. Творческое дело «Я первый весенний цветок» (вывешивается плакат с полянкой без цветов).

Воспитатель: Когда-то давным-давно облюбовали эту полянку первоцветы. Они зацветали ранней весной, когда в лесу еще лежал снег. Веселая, цветущая полянка нравилась всем. Люди приходили сюда отдыхать и каждый раз, уходя домой, рвали первые подснежники, плели венки из одуванчиков. Прошло несколько лет, и полянка опустела. Исчезли первоцветы. Загрустила полянка. Давайте восстановим полянку – превратимся в добрых волшебников и поселим на полянке первоцветы (дети раскрашивают первоцветы и помещают их на полянку).

Вот и зацвела наша полянка.

2.8. Релаксационная минутка «Цветочек» (Слайд № 10)

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы такие полянки каждую весну радовали нас цветами?

Обсуждаем правила поведения. (Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: они стали редкими. Многие из первоцветов занесены в красную книгу.) (Слайд № 11)

В дальнейшем мы с вами создадим Красную книгу сами, для того чтобы познакомить других детей с редкими видами цветов.

3. Итог занятия

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в гости к первоцветам.

    Дети, вам понравилось наше путешествие?

    Как называются цветы, которые первыми появляются весной? Назовите их.

    Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?

    Список источников

    Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0

    Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2007. - 244 с. ISBN 5-89814-076-X 978-5-89814-076-2

    Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2006. – 240с. ISBN: 5-89814-057-3

    Наш дом – природа: программа факультативного курса дошкольного образования. – Владивосток: Изд-во ПК ИРО, ФГБУ «Лазовский государственный заповедник», Фонд «Феникс», 2013. – 68 с. ISBN 978-5-98892-026-7

    Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: книга для воспитателей детского сада/ С.Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с., 8 л. ил. – ISBN 5-09-011526-5

    Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 120 с.: цв. вкл. ISBN 978-5-4315-0175-3

    Электронный ресурс https://yandex.ru/images/search

    Электронный ресурс http://go.mail.ru/search_images

    Электронный ресурс http://go.mail.ru/search_video

    Электронный ресурс http://allforchildren.ru

    Электронный ресурс http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka

    Электронный ресурс http://stihi-rus.ru/1/Fet/148.htm

    Электронный ресурс http://www.youtube.com

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Озъягский детский сад «Лесовичок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

на тему:

«Берегите первоцветы»

(старшая группа)

Воспитатель:

Л. А. Зезегова

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Цель : познакомить детей с раннецветущими растениями коми края.

Возраст детей : 5 – 6 лет.

Задачи:

Познавательное развитие: дать элементарные представления о первых весенних цветах, познакомить с подснежником.

Речевое развитие: развивать связную и диалогическую речь, внимание, память, активизировать речь детей за счет прилагательных.

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослым в процессе непосредственной-образовательной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, прививать любовь к музыке.

Физическое развитие - обогащать двигательный опыт детей;

сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

Планируемые результаты:

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации первоцветов, головные уборы с изображением раннецветущих для инсценирования, раздаточный материал (конверты с фото первоцветов); выставка познавательной литературы о раннецветущих, занесенных в Красную книгу. Запись произведений: «Подснежник» П. Чайковского, «Времена года» Шопена.

Предварительная работа:

Беседы о весне и о подснежниках, Заучивание стихотворений, постановка сказки «Первые весенние цветы», прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда в родительском уголке по теме «Первоцветы коми края».

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Протянуло лучики солнце золотое,

Засияло радостно небо голубое.

Вся природа ожила, щедро улыбнулась.

Птички весело запели, и Земля проснулась.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответы детей).

Назовите, пожалуйста, какие изменения происходят в природе с приходом весны. (ответы детей).

Я хочу вам рассказать сегодня о самых первых цветах, которые в народе называют первоцветами или подснежниками, потому что их с каждым годом становиться всё меньше и меньше. Так как за зиму люди настолько скучают по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, они их срывают, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу. Ежегодно проводится так называемая операция «Первоцвет». Много об этой проблеме пишут в газетах. Часто о первоцветах говорят по телевидению.

Предлагаю ребятам игру «Собери цветок» (работа в парах с разрезными картинками).

1 картинка показ «Подснежник»

Подснежник - лесное растение. Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Подснежники растут под пологими деревами и кустарников, в полутени, но предпочитают открытые места. Зимостойки.

Давайте послушаем стихотворение

(Ребенок читает)

Подснежник.

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

Наверно, сильно припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом жарко стало,

И он подумал, что пора.

И вылез. А кругом все тихо…

Соседей нет. Он первый здесь.

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела:

Уж больно тонок ты, дружок.

И вдруг пошел пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки,

Опять зима, а не весна.

И от цветка на тонкой ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую склоня,

Сказал: «Ну что ж, я не жалею,

Ведь началась весна с меня!»

Ребята, подснежники появляются на проталинках.

В: А что такое проталинка?

Д: Проталинка – место, где растаял снег, и открылась земля (показать слайд)

Под лучами весеннего солнца начинают таять сугробы.

Доберется весенняя вода до земли, и эти цветы проснутся от долгого зимнего сна.

Расцветут они лишь тогда, когда сугроб растает совсем. Этот цветок появляется самым первым в лесу.

Послушайте загадку.

Первым вылез из землицы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

В: Что это за цветок?

Д: Подснежник.

В: Правильно, эта загадка тоже про подснежник.

Ребята, много прекрасного человеку дарит природа. Многие чудеса нас окружают повседневно. Но есть в живой природе создания, неразрывно связанные с праздником. Это цветы.

Всю жизнь цветы не оставляют нас,

Прелестные наследники природы.

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо уходят.

Звенят ручьи, галдят птицы, трещит на реке лед… Всё заполнил весенний шум. (музыкальный фон). Еще не весь снег растаял, а уже кое-где задышали теплым паром черные проталинки, и наступает у леса светлая и радостная пора. Оживает природа, зацвели деревья и кустарники, а затем появляются первые цветы.

Предлагаю собрать вторую картинку «Мать- и- мачеха»

«Растение это – всем нужно! » -

Сказал, очень гордо мне дед.

«Для тех, кто случайно простужен,

Лекарства безвреднее – нет!

Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему: нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха.

Предлагаю собрать третью картинку «Ландыш»

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут лесные

Прямо у дорожки.

Красотою, как магнит,

Манит всех прохожих.

Ландыш очень ядовит,

Будь с ним осторожен.

Ландыш - лекарственное, декоративное растение. В качестве лекарственного сырья заготовляют распустившиеся цветки и листья. Все части растения, особенно его ягоды ядовиты для человека. Цветки ландыша применяются в парфюмерии.

Ребята, с какими первоцветами вы познакомились? (ответы детей)

А сейчас, я предлагаю вам отдохнуть.

Инсценировка сказки «Первые весенние цветы».

(Выходят дети в масках первоцветов и садятся на стульчики.)

Самое замечательное, самое первое растение – это я мать-и-мачеха.

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Медуница:

Подумаешь! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!

Приподняв сухой листочек,

В первых числах мая

Появляется цветочек

Солнышку кивая.

То сиреневым, то синим

Подмигнет он огоньком –

Это пчелок приглашает

Медуница за медком.

Ветреница:

Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

Анютины глазки :

Ха-ха-ха! Подснежником тебя называют, потому что ты из-под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Я – Анютины глазки .

Чуть робкое солнце пригреет в апреле,

Анютины глазки уже засинели.

На волю они пробиваются смело,

Зимою под снегом им спать надоело.

Посмотрите, какие у меня нежные бархатистые цветы. У меня пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых.

Поэтому не спорьте, самое замечательное растение – это я!

Восп.: - не спорьте, друзья! Ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, Анютины глазки –цветы самые умные и крепкие . Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные, поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.

Чтение экологической сказки:

В одной, не очень богатой семье было двое детей, сын Тимоша и дочь Василиса. Мама с папой много времени проводили на работе, по хозяйству управлялись дети сами: воду носили, печку топили, в огороде поливали, саженцы сажали, никогда не унывали и друг другу помогали. Родители своих детей не баловали, но очень их любили. Приближалось день рождения любимой мамочки, и Тимоша с Василисой решили пойти в лес за красивым букетом в подарок. Взяли лукошко и отправились в путь. Была ранняя весна, и цветов нигде не было. Но вот, на проталинках дети увидели необычной красоты цветы, такие нежные и чистые. Обрадовались, и хотели было сорвать их, но услышали: «Мы подснежники лесные, на проталинках растем. Если вы сорвете нас, мы завянем и умрем». Ребятам стало жалко губить такие великолепные цветы, и они сказали: «Не бойтесь, мы вас не тронем, растите на радость всем, всем. А мы для своей мамочки придумаем другой подарок». Так и ушли Тимоша с Василисой ни с чем.

Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? И почему?

Давайте поможем им. Какой подарок можно приготовить для мамы (ответы детей) .

Предлагаю сделать подснежник из пластиковых ложечек.

Для этого необходимо: 3 пластиковых ложки, белый пластилин,

ватную палочку, гофрированную зеленую бумагу, ножницы, клей карандаш.

Дети делают цветы

Ребята, хотите отправиться на полянку побыть первоцветами и понежиться на весеннем солнышке?

Тогда встаньте, вокруг себя повернитесь и в подснежники превратитесь.

Давайте покажем, как появляются подснежники.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Наши первые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши первые цветы

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

- (После танца.) Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.

Давайте, ребята, еще раз подумаем: а стоит ли покупать букетики первоцветов? А не подтолкнём мы этим на еще больший сбор цветов? Что бы нам еще сделать, чтобы защитить первоцветы?

Дети рассказывают стихи:

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Ребята, глядя на ваши добрые лица, я уверена, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями.

Берегите цветы! Спасибо, за внимание!


Наталья Деткова
Конспект занятия по экологии «Первоцветы» в старшей группе

Цель : дать детям представление о первоцветах , научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы , росток, вороний глаз, незабудка, нектар); уточнить и расширить представления о первых цветах весны

образовательные :

Изучить особенности растений – первоцветов , научить детей распознавать их.

Повторить изученный материал по пройденным темам.

воспитательные :

Способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка; формировать бережное отношение к природе.

Формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей.

развивающие :

Расширить кругозор учащихся.

Способствовать развитию познавательных способностей и творческой активности.

Ход занятия

Ребята, сегодня, в этот теплый весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах .

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей) .

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу . Первые весенние цветы ! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.

Какие первые цветы можно увидеть в лесу? (Подснежник, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый , второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны . Самые первые , самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, -

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е. Серова)

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозками, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Звучит запись «Подснежник» П. И. Чайковского. Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа-волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Еще один лесной первоцвет - медуница . Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски : розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста : молодые, зрелые и старые . Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.

А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» (слайд)

Физкультминутка (проводится под музыку)

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел.

(туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром улыбнется –

Одуванчик в шесть проснется.

(покружиться) .

Какие цветы можно увидеть на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик.)

Чуть запахло весной, на проталинах появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо : с ног до головы – в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехе по 4, а то и по 6 стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.

От цветении каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С. Красиков)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы можно увидеть в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы, анютины глазки и т. д.)

В садах появляются с первыми проталинками гиацинты. Гиацинт – цветок вешних дождей. Так называли его в Древней Греции. Во время весенних теплых дождей из небольшой луковицы вырастает зеленый стебелек гиацинта, который на верхушке со всех сторон покрывается маленькими цветочками, похожими на крохотные лилии, на одних они – розовые, на других – синие, голубые, ярко-желтые.

Давным–давно в Греции жил молодой человек по имени Нарцисс, который восхищался своей красотой. Он очень гордился своим красивым лицом и стройным телом и никогда не упускал случая полюбоваться на свое отражение в ручье или озере, мимо которого не проходил. Он мог часами любоваться своими блестящими черными глазами, прямым носом, вьющимися волосами. Однажды он проходил по краю обрыва и в прозрачной воде горного ручья увидел отражение своего лица. «Ты красив, - сказал нарцисс себе, наклонившим над ручьём, чтобы полюбоваться своим отражением. – В мире нет ничего прекрасней тебя! Я бы хотел поцеловать тебя!» И он наклонился к воде, но потерял равновесие, упав с обрыва, утонул. Боги, увидев смерть такого прекрасного существа на земле, решили, что красота не может исчезнуть бесследно, и превратили Нарцисса в благоухающий цветок, который сохранился до наших дней, цветет весной в горах и называется нарцисс. Вы много раз видели этот цветок – белый с желтыми сердечками на стройной зеленой ножке. Склонившись на бок, он будто смотрит на свое отражение в воде и грустит, печалится, что столь кроток его век.

Ранней весной поистине царственно цветут тюльпаны. Они снежно-белые, розовые, красные тигровые, желтые.

Анютины глазки – нежные бархатистые цветы. У них пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых. В Древней Греции об этих цветках существовала легенда. Будто бы Зевс превратил в анютины глазки любопытных людей, которые подглядывали, из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась.

Итак, давайте вспомним, какие растения являются первоцветами ? Чтобы ответить на этот вопрос разгадаем несколько загадок.

Загадка 1

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)

Загадка 2

На лугу у реки золотые огоньки,

Дождь заморосил,

Огоньки погасил. (Одуванчик)

Загадка 3

Первый вылез из темницы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Загадка 4

На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

Загадка 5

Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна . Часто люди срывают первые цветы , не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали лепестки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?

Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

И еще несколько правил :

1. Не рвите большие букеты!

2. Не губите места произрастания первоцветов !

3. Не вырывайте первоцветы с корнем !

4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!

5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов !

- В Красной книге записано : «Не истреби, не сорви, не затопчи» . Эти слова звучат, словно наказ людям : «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Конспект НОД в подготовительной группе по теме “Первоцветы”.

Автор: Шмидт Татьяна Владимировна, воспитатель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида “Ягодка” с. Александровское” Томская область.
Цель.
Закрепить представление о первоцветах, научить определять их по внешнему виду.
Познакомить с подснежником – Галандус, закрепить представление о его внешнем виде, через лепку.
Показать пробуждающуюся природу, связь с благоприятными условиями (удлинение дня, тепло, изобилие влаги).
Развивать умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать её.
Материал.
Костюм весны, объёмные изображения цветов: первоцвет, мать-и-мачеха, медуница, ветреница, галандус.
Д/игра “Что сначала, что потом”, на каждого ребёнка, по 3 карточки с изображением мать-и-мачехи (в последовательности цветения).
Д/игра “Цветок желаний”, цветок с изображением нарушений правил поведения в лесу и условий роста цветов, на концах лепестков, картинки исправляющие нарушения.
Пластилин, доски, тряпочки, картон (по количеству детей) .
Предварительная работа.
Чтение рассказов А.Онегова “Ветреница”, “Медуница”, “Мать-и-мачеха”. Чтение отрывков из книги В.С.Моложавенко “Тайны красоты”.
Заучивание стихотворений.

Ход занятия.

1. Входит весна, загадывает загадку.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…весна.
2. Вы ребята помогите
Приукрасить мой наряд
Чтоб растаяли снега,
Из-под снега пробудились
Первоцветы ото сна.
Что такое, первоцветы? (Ответы детей).
Ещё первоцветы называют раннецветущими и подснежниками.
Объясните эти названия (Ответы детей).
Благодаря чему, появляются первые цветы? (Ответы детей).
Цветы-подснежники приходят к нам прямо из царства вьюги и снега.
И самое интересное, что в разных местах есть свои подснежники.
Давайте вместе, перечислим те подснежники, которые растут в Томской области.
3. Пальчиковая игра.
После снежной пустоты Развести руки в стороны ладонями вниз.
Распускаются цветы. Кисть одной руки вверх, пальцы раскрыть.
Как давно не видел ты Тоже, другой рукой.
Этой хрупкой красоты! Дунуть на обе руки, ладони вверх.
Здесь цветочки первоцвета, Поочерёдно загибать пальцы на одной руке,затем на второй.
Мать-и-мачехи листы
И хохлатка, с хохолком,
Ветреница, с ветерком,
Медуница, с сладким соком,
Купальница, с ручейком.
Здесь и ландыш, и пролеска,
Незабудка и чистяк.
Все подснежники мы любим,
Красоту беречь мы будем.
4. Какой подснежник, в народе называют золотые ключи весны? (Первоцвет.)
Почему ему дали такое прозвище? (Он похож на связку ключей.)

Как ещё его называют? (Первоцвет, первенец, баранчик, коровьи слёзы, барашки, божьи ручьи, золотнянка и просто ключи.)
5. Отгадайте загадку: “Он и мачеха, и мать, как цветочек этот звать?” (Мать-и-мачеха.)


Почему этот цветок так называется?
На какое растение похожа мать-и-мачеха? (Одуванчик.)
Чем она отличается от одуванчика? (Форма листа, стебель и цветение.)
Есть ли листья у цветущей мать-и-мачехи? (Нет.)
6. Дидактическая игра “Что сначала, что потом”.
Разложите карточки по порядку, показывая последовательность отцветания мать-и-мачехи.


Объясните, почему вы разложили карточки в такой последовательности. Ответы детей.
7. Какой подснежник называется очень сладко?
Ребёнок: “Расцветает медуница –
У цветов она царица!
Рядом с нею первоцвет
В золотистый фрак одет”.


Объясните название цветка.
Какого цвета у неё цветки? Почему медуница меняет цвет цветков?
Как медуница защищается от весенних холодов?
8. Посмотрите на этот цветок. (Показ.)


Как он называется? (Ветреница.)
За что ветреницу так назвали? (За то, что её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра.)
Можно ли по ветренице узнать, ясно или пасмурно на улице? Как? (Когда цветы раскрыты – ясно, когда закрыты – пасмурно.)
9. Физминутка.
На лужайке поутру мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок,
Становитесь в наш кружок.
Раз, два, три, четыре –
Раздвигайте круг пошире,
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять –
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи.
Мы – резвы и горячи.
10. А с солнышком появляется ещё один цветочек, его все так и называют – подснежник (галантус). (Показ.)

Про этот цветок очень хорошо написал поэт М.Серов:
“ На полянке пегой
Поднимается цветок.
У него из снега
Отложной воротничок.
Весь, как на ладошке,
Против ветра налегке.
Встал на тонкой ножке,
С колокольчиком в руке”.
11. Почти все подснежники занесены в Красную книгу и чтобы этих цветов стало больше, хотя бы на нашей воображаемой полянке, давайте изобразим в лепке наш подснежник – Галантус.
Обратите внимание на строение стебелька, листа, сравните размер цветка и листа.


(Воспитатель следит за осанкой детей, при необходимости помогает.)
12. Посмотрите, какая замечательная полянка у нас получилась,


а с вашей помощью и принарядилась.


Я надеюсь, что вы будете беречь первоцветы, и не будете делать, как одна девочка…
Ребёнок: “ Цветок на лугу
Я сорвала на бегу,
Сорвала. А зачем
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?”
А как же надо себя вести в лесу, мы сейчас и узнаем, поиграв в игру “Цветок желаний”, но не ваших, а цветочных желаний. Желания зашифрованы в рисунках, а как их исполнить подскажут картинки предметы. (Дети поочерёдно выполняют желания.)


Молодцы ребята и помните, всё зависит от вас. Чем бережнее вы будите относиться к цветам, тем всё тоньше будет становиться Красная книга.