Тест стили родительского общения. Тест для родителей "ваш стиль воспитания" тест на тему. Ход проведения собрания

Предлагаемый вам тест опросник взят из книги “Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей”. Как считает автор книги психолог Джон Готтман, чтобы стать хорошими родителями, нужно начинать с самоанализа. Пройдите тест, который поможет понять, какого стиля воспитания вы придерживаетесь. В конце теста приводится описание четырех стилей воспитания и пояснение, какое влияние эти стили оказали на детей, принимавших участие в исследовании.

Наиболее выигрышным при воспитании ребенка, как убежден Дж. Готтман, является стиль эмоциональный воспитатель: "Все родители любят своих детей, но, к сожалению, не все занимаются эмоциональным воспитанием. Осознание его необходимости не вытекает автоматически из их любви или из решения использовать теплый и позитивный настрой в общении с ребенком. Эмоциональное воспитание больше похоже на искусство, оно требует осознанности, умения слушать и поведения, направленного на решение проблем, - того поведения, которое я и мои коллеги обнаружили, наблюдая за здоровыми, хорошо функционирующими семьями.

Эти семьи мы можем назвать эмоционально интеллигентными. Я считаю, что почти все мамы или папы могут стать эмоциональными воспитателями, но многим из них придется преодолеть определенные препятствия. Одним из препятствий может стать привычное отношение к эмоциям, принятое в тех домах, где они выросли. Помешать может и недостаток навыков, позволяющих выслушивать своих детей. Эти трудности могут не дать им стать теми сильными матерями и отцами, опорой для детей, которыми они хотят быть..."

Инструкция.

В этом тесте вам предстоит ответить на вопросы об отрицательных эмоциях - грусти, страхе и гневе, которые испытываете вы и ваши дети.

Отметьте ответ, наиболее точно соответствующий вашему мнению. Постарайтесь ответить на все вопросы (П = Правильно, Н = Неправильно).

Тестовый материал.

1. На самом деле у детей мало поводов для грусти. П Н

2. Я думаю, что если гнев находится под контролем, то испытывать его вполне нормально. П Н

3. Дети, которые демонстрируют свою грусть, просто хотят, чтобы взрослые их пожалели. П Н

4. Когда ребенок злится, нужно сделать короткий перерыв. П Н

5. Когда моему ребенку грустно, он начинает плохо себя вести. П Н

6. Когда моему ребенку грустно, он ждет, что я исправлю мир и сделаю его совершенным. П Н

7. При моем ритме жизни у меня нет времени на печаль. П Н

8. Гнев является опасным состоянием. П Н

9. Если игнорировать печаль ребенка, то она проходит сама собой. П Н

11. Дети часто изображают печаль, чтобы добиться своего. П Н

12. Я думаю, что пока печаль под контролем, то все нормально. П Н

13. Грусть нужно преодолеть, пережить, а не зацикливаться на ней. П Н

14. Я не против того, чтобы поговорить с ребенком о грусти, если это не тянется слишком долго. П Н

15. Мне больше нравятся веселые дети, чем постоянно взволнованные. П Н

16. Когда мой ребенок расстроен, это хорошее время, чтобы начать решать проблемы. П Н

17. Я помогаю своим детям быстро справиться с грустью, чтобы они могли начать заниматься более приятными вещами. П Н

18. Я не считаю, что если мой ребенок печален, то его можно чему-то научить. П Н

19. Я думаю, что дети грустят из-за того, что придают слишком большое значение отрицательным сторонам жизни. П Н

20. Когда мой ребенок злится, он превращается в настоящего негодника. П Н

21. Когда ребенок злится, я устанавливаю ограничения. П Н

22. Когда мой ребенок грустит, это означает, что он хочет привлечь к себе внимание. П Н

23. Гнев - это эмоция, которая стоит того, чтобы ее изучить. П Н

24. Чаще всего дети злятся из-за незрелости и отсутствия понимания. П Н

25. Я пытаюсь изменить гнев своего ребенка на жизнерадостность. П Н

26. Вы должны выражать гнев, который чувствуете. П Н

27. Когда мой ребенок расстраивается, это шанс с ним сблизиться. П Н

28. На самом деле у детей почти нет поводов для гнева. П Н

29. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь помочь ему понять, что именно его расстраивает. П Н

30. Когда мой ребенок грустит, я показываю, что понимаю его. П Н

31. Я хочу, чтобы мой ребенок испытал печаль. П Н

32. Важно выяснить, почему ребенок испытывает печаль. П Н

33. Детство - это счастливое время, так что ребенок не должен грустить или сердиться. П Н

34. Когда мой ребенок грустит, мы садимся и говорим о грусти. П Н

35. Когда моему ребенку грустно, я стараюсь помочь ему выяснить причину. П Н

36. Когда мой ребенок злится, это возможность с ним сблизиться. П Н

37. Когда мой ребенок злится, я пытаюсь испытать это чувство вместе с ним. П Н

38. Я хочу, чтобы мой ребенок испытывал гнев. П Н

39. Я думаю, это хорошо, что дети иногда сердятся. П Н

40. Важно понять, почему ребенок испытывает гнев. П Н

41. Когда моя дочь грустит, я предупреждаю ее, что у нее будет плохой характер. П Н

42. Когда мой ребенок грустит, я беспокоюсь, что он станет пессимистом. П Н

43. Я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о печали. П Н

44. Единственное, что можно сказать о печали, - это то, что выражать ее - совершенно нормально. П Н

45. Я не уверен, что можно что-то сделать, чтобы избавиться от печали. П Н

46. Для расстроенного ребенка можно сделать немного, разве что утешить. П Н

47. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что. П Н

48. Когда мой ребенок грустит, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет. П Н

49. На самом деле я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о гневе. П Н

50. Единственное, что можно сказать о гневе, - это то, что выражать его - совершенно нормально. П Н

51. Когда мой ребенок злится, я стараюсь с пониманием относиться к его настроению. П Н

52. Когда мой ребенок злится, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что. П Н

53. Когда мой ребенок злится, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет. П Н

54. У моего ребенка плохой характер, и меня это беспокоит. П Н

55. Я считаю, что ребенок не должен показывать свой гнев. П Н

56. В гневе люди себя не контролируют. П Н

57. Дети выражают гнев в виде приступов ярости. П Н

58. Дети сердятся, чтобы иметь возможность идти своим путем. П Н

59. Меня беспокоит, что, когда мой ребенок злится, он склонен все разрушать. П Н

60. Если вы позволите детям испытывать гнев, то они будут думать, что всегда смогут поступать, как хотят. П Н

61. В гневе дети никого не уважают. П Н

62. Когда дети злятся, они забавно выглядят. П Н

63. Обычно гнев мешает делать правильные выводы, и я делаю то, о чем впоследствии жалею. П Н

64. Если мой ребенок злится, значит настало время решить проблему. П Н

65. Когда мой ребенок злится, я думаю, что пришло время его отшлепать. П Н

66. Когда мой ребенок злится, моя задача - немедленно это прекратить. П Н

67. Я не придаю большого значения гневу ребенка. П Н

68. Когда мой ребенок злится, я не воспринимаю это слишком серьезно. П Н

69. Когда я злюсь, то чувствую, что сейчас взорвусь. П Н

70. Гневом ничего не добьешься. П Н

71. Выражение гнева вызывает у ребенка сильное возбуждение. П Н

72. Гнев ребенка очень важен. П Н

73. Дети имеют право испытывать гнев. П Н

74. Когда мой ребенок сходит с ума, я просто выясняю причину. П Н

75. Важно помочь ребенку понять, что вызвало его гнев. П Н

76. Когда мой ребенок злится на меня, я думаю: «Я не хочу это слышать». П Н

77. Когда мой ребенок злится, я думаю: «Если бы он мог просто научиться быть гибким». П Н

78. Когда моя дочь злится, я думаю: «Почему она не может принимать вещи такими, какие они есть?» П Н

79. Я хочу, чтобы мой ребенок злился, чтобы он мог за себя постоять. П Н

80. Я не придаю большого значения печали моего ребенка. П Н

81. Когда мой ребенок злится, я хочу знать, о чем он думает. П Н

Ключ к методике:

Отвергающий стиль воспитания:

1, 2, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 24, 25, 28, 33, 43, 62, 66, 67, 68, 76, 77, 78, 80.

Разделите сумму на 25. Это ваши баллы по отвергающему типу.

Неодобряющий стиль воспитания:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

3, 4, 5, 8, 10, 11, 20, 21, 22, 41, 42, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 65, 69, 70.

Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по неодобряющему типу.

Невмешивающийся стиль воспитания:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

26, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53.

Разделите сумму на 10. Это ваши баллы по невмешательству.

Эмоциональный воспитатель:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

16, 23, 27, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 51, 64, 71, 72, 73, 74, 75, 79, 81.

Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по эмоциональному воспитанию.

Сравните четыре полученных оценки. Чем выше ваши баллы по одному из стилей, тем более вы к нему склонны

Интерпретация результатов методики:

Отвергающий родитель

Считает чувства ребенка неважными и несущественными

Не интересуется или игнорирует чувства ребенка

Хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли

Для прекращения эмоции часто использует отвлечение

Может высмеять или не придать значения эмоции ребенка

Считает детские чувства иррациональными, поэтому с ними не считается

Проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему сказать

Мало знает о своих и чужих эмоциях

Чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раздражение, боль, когда ребенок выражает сильные эмоции

Боится выпустить эмоции из-под контроля

Больше интересуется, как справиться с эмоцией, чем смыслом самой эмоции

Считает отрицательные эмоции вредными

Считает, что концентрация на отрицательных эмоциях еще больше усугубляет ситуацию

Не знает, что делать с эмоциями ребенка

Видит в эмоциях ребенка требование все исправить

Считает, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой приспособленности ребенка

Считает, что негативные эмоции ребенка плохо влияют на его родителей

Минимизирует чувства ребенка, преуменьшая события, которые вызвали эмоцию

Не решает с ребенком проблемы; считает, что со временем они сами разрешатся

Влияние стиля на детей: дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные и безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмоции.

Неодобряющий родитель

Поведение родителей этого типа во многом сходно с отвергающим, но они относятся к эмоциям еще более негативно. Неодобряющий родитель:

Судит и критикует эмоциональные выражения ребенка

Совершенно уверен в необходимости введения границ для своих детей

Подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения

Делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка за выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет

Считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени

Считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться

Считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере

Считает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть

Считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети должны быть эмоционально холодными

Считает отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени

Считает, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться

Озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших

Влияние этого стиля на детей: такое же, как при отвергающем стиле.

Невмешивающийся родитель

Свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка

Предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства

Мало рассказывает, как нужно себя вести

Не помогает ребенку справиться с эмоциями

Все разрешает; не устанавливает ограничений

Не помогает детям решать проблемы

Не учит детей способам решения проблем

Считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить

Считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики; высвободите эмоции - и работа сделана

Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.

Эмоциональный воспитатель

Расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения

Легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают

Считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия

Чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются

Не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать

Уважает эмоции ребенка

Не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка

Не говорит, как ребенок должен себя чувствовать

Не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы

Использует эмоциональные моменты, чтобы:

Выслушать ребенка

Посочувствовать и успокоить его словами и лаской

Помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает

Предложить варианты урегулирования эмоций

Установить границы и научить приемлемому выражению

Выработать навыки решения проблем

Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.

Rating 5.00 (3 Votes)

Какие мы родители?

Тест «Стили родительского поведения».

Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10.Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль . Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Признаете и поощряете растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускаете изменения своих требований в разумных пределах; дети превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Отдаете приказания и ждете, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливаете жесткие требования и правила, не допускаете их обсуждения; позволяете детям лишь в незначительной степени быть независимыми от вас; дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными

Либеральный стиль . Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Слабо или совсем не регламентируете поведение ребенка; безусловная родительская любовь Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми

Индифферентный стиль . Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны! Не устанавливаете для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.

Что же касается личностных типов детей, то их было выделено, как уже говорилось, три. Назовем их и сразу соотнесем с особенностями родительской позиции.

1. Компетентные дети. Обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения. Склонны к исследованию самих себя и окружающего мира.

2. Избегающие дети. Преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении контактов не только дружеских, но и поверхностных. Склонны избегать новых или фрустрирующих ситуаций.

3. Незрелые дети. Не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Склонны к реакциям отказа во фрустрирующих ситуациях. Своей инфантильностью они прежде всего обязаны личностной незрелости своих родителей.

В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. В предложенной схеме адекватной родительской установке соответствует авторитетный стиль воспитания.


Ваш стиль общения поможет определить данный тест. На каждый из 20 вопросов даны 3 варианта ответов. Подчеркните тот, который вас устраивает.

1. Склонны ли вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта?

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

а) внутренне «кипите»;

б) сохраняете полное спокойствие;

в) теряете самообладание.

3. Каким считают вас коллеги?

а) самоуверенным и завистливым;

б) дружелюбным;

в) спокойным и независимым.

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

а) примите ее с некоторыми опасениями;

б) согласитесь без колебаний;

в) откажитесь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

а) выдадите ему «по первое число»;

б) заставите вернуть;

в) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

а) что тебя так задержало?

б) где ты торчишь допоздна?;

в) я уже начал(а) волноваться.

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

а) стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост»;

б) вам все равно, сколько автомобилей вас обогнало;

в) мчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) сбалансированными;

б) легкомысленными;

в) крайне жесткими.

9. Что вы предпринимаете, если не все удается?

а) пытаетесь свалить вину на другого;

б) смиряетесь;

в) становитесь впредь осторожнее.

10. Как вы реагируете на случаи распущенности в среде современной молодежи?

а) пора бы уже запретить молодежи такие развлечения;

б) надо создать возможности для молодежи организованно и культурно отдыхать;

в) и чего мы столько возимся с молодежью.

11. Что вы ощущаете, если должность, на которую вы претендовали, досталась другому?

а) и зачем только на это время тратил;

б) видно, этот человек начальнику приятнее;

в) может быть, мне это удастся в другой раз.

12. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?

в) искреннее удовольствие.

13. Как вы будете себя вести, если образовалась дорожная пробка, и вы опоздали на важное совещание?

а) будете нервничать во время совещания;

б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров;

в) огорчитесь.

14. Как вы относитесь к своим спортивным влечениям?

а) обязательно стараетесь выиграть;

б) цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым;

в) очень сердитесь, если проигрываете.

15. Как вы поступите, если вас плохо обслужат в ресторане?

а) стерпите, чтобы избежать скандала;

б) вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание;

в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидят в школе?

а) поговорите с учителем;

б) устроите скандал родителям ребенка, обидевшего вашего;

в) посоветуете ребенку дать сдачи.

17. Какой вы человек?

а) средний;

б) самоуверенный;

в) пробивной.

18. Что вы скажите подчиненному, с которым столкнулись в дверях?

а) простите, это моя вина;

б) ничего, пустяки;

в) а вы не можете быть повнимательнее.

19. Какова ваша реакция на статью в газете о хулиганстве в среде молодежи?

а) когда же, наконец, будут приняты конкретные меры;

б) надо бы ввести суровые наказания;

в) нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели.

20. Какое животное вы любите?

б) домашнюю кошку;

в) медведя.

Ключ

Варианты ответа

Номера вопросов

Цели:

  1. Актуализировать проблему взаимоотношений родителей и детей.
  2. Обсудить эффективность разных стилей семейного воспитания.

Форма проведения: собрание – практикум с элементами дискуссии.

Участники: родители, классный руководитель.

Подготовительный этап:

  • подготовка презентации ;
  • подготовка теста для родителей «Я и мой ребенок»;
  • подготовка памятки «Родительская одаренность»;
  • приглашение для родителей.

Ход проведения собрания

I . Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время поговорить о проблемах, которые возникают у нас, взрослых, в процессе общения с детьми (слайд 2, 3)

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый вырастить легко,
Сухую ветвь один огонь исправи
т.

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Приучить его не встречать ни в чем отказа.

Перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

Игра «Знакомство».

Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким – то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого больше одного ребенка», - и все, у кого больше одного ребенка, должны поменяться местами. При этом, кто стоит в центре, должен успеть занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется в центре круга без места, продолжает игру.

II . Выступление учителя (сопровождается сменой показа слайдов).

В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми. Но не надо забывать, что ребенок – человек! Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе, любви. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психологического давления со стороны взрослых. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: кричат, если мы кричим, грубят, если мы грубим, бывают жестокими, если мы это демонстрируем. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Многообразие отношений между ее членами, душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. И наоборот – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям могут определить характер человека, его отношение к жизни.
По поводу воспитания детей существует множество теорий. Рассмотрим связь между стилем родительского воспитания и особенностями ребенка.

– характеризуется высоким контролем со стороны родителей. Родители ждут неукоснительного выполнения своих требований. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. Ребенку порой неуютно под их контролем. В общении с ребенком родители отдают приказы и ждут, что их ребенок в точности их выполнит. Отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

– предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой, они хорошо учатся в школе.

Либеральный стиль (слайд 6)

– предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведение детей. Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительным его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всем, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление общения – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких – либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях, дети становятся активными, решительными, творческим людьми.

Индифферентный стиль (слайд 7)

– с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из – за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

III . Психологический практикум. (слайд 8 – 11)

IV . Обсуждение ситуаций.

В доме собрались ребята, друзья вашего ребенка. Как можно их организовать, чем занять?
(слайд 12)
Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким – то интересным для него делом. Как поступить?
(слайд 13)
Ваш ребенок сообщает вам, что за его неуспеваемость по предметам вызывают в школу. Что вы скажите вашему ребенку?
(слайд 14)

V. Подведение итога собрания (слайд 15)

Американский ученый Дэвид Льюис изучал психологический климат в семьях, где росли одаренные дети. Он заметил, что при всем разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет, и прежде всего – стиль родительского взаимодействия с ребенком. По результатам своего исследования он выявил ряд специфических особенностей родительского поведения, гарантирующего успешное развитие интеллектуально – творческих способностей. Предложенный список включает 32 суждения, позволит понять и оценить то, насколько стиль взаимодействия родителей с ребенком соответствует практическим находкам наиболее одаренных родителей, добившихся успеха в воспитании своих детей (

Тест 1. КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители. Можете проверить, какой стиль характерен для вас.

Для этого выполните тест (модификация теста): выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.

Текст опросника

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что

происходит с ним и вокруг него;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял вещь у другого ребенка в его отсутствие

и без разрешения, то вы:

А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять

правильное решение;

Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу вещь и

извиниться.

3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень

дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его

просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:

А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о

том, какой он у вас молодец;

Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;

В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы

поступите?

А) заставите ребенка исправить свою ошибку;

Б) не обратите на это внимания;

В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь

историю о том, как невежливость мешает нам жить.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени . Что вы

предпочтете делать?

А) понаблюдаете за тем, как дети общаются, со стороны, не вмешиваясь;

Б) включитесь в дела детей: поможете, подскажете или сделаете замечание;

В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

6. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не

стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;

Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно

обучать и воспитывать;

В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно

бережно и предельно тактично.

7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:

А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и

воспитать его;

Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого

должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять

процессом его развития практически невозможно, так что главная забота

родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;

Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и

воспитания;

В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с

родителями.

9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много

раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:

А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;

В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы

было интересно решать.

10. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь

пожалеет об этом;

В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Бланк тестирования

Ключ к тесту

Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.

Если вы набрали от 25 до 30 баллов , то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.

Если вы набрали от 20 до 24 баллов , вы склонны к авторитарному стилю .

Если вы набрали от 10 до 19 баллов , то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).

Родители, предпочитающие либеральный стиль , склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой). Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль, чаще проявляют склонность к суициду. В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.

Родители, предпочитающие авторитарный стиль , не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.

Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический , когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче. Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов.