Сочинение на тему “Сравнительная характеристика Хлестакова и Городничего”. Сочинение что сближает хлестакова и городничего Что родит хлестакова и городничего

«Гоголь Портрет» - 2 группа работала над темой «Тема Петербурга в повести. Ведь портрет исчезает. Результаты исследовательской работы учащихся. Этапы и сроки проведения проекта. Методические цели. Учебная тема: Н. В. Гоголь «Портрет». Портрет! Презентация Буклет Публикация. Выяснить, каким должен быть истинный художник – по Гоголю.

«Произведения Н.В.Гоголя» - г. Светлый, 2009. План урока: «Ночь перед Рождеством». М.Е. Салтыков-Щедрин. Автограф. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5. Гимназия высших наук (здесь с 1821 по 1828 учился Н.В. Гоголь.). 1842 – 1855гг.- последний период. 3 период. Составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия.

«Гоголь Шинель» - Фантастика в повести. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Выступление группы «художников».) Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Ф.М.Достоевский (Подготовила Сигарёва О.И.). Понять Гоголя, а сего помощью нашу жизнь и самих себя. Девиз: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

«Повесть «Портрет»» - Отец художника. Описание внешности ростовщика. Советы отца художника. Проблема выбора. Связь советов. Неудачная попытка. Товарищ Чарткова. Явление Христа народу. Герард Доу. Материал к уроку. Деньги. Гиперссылка. Роль в обществе. Ростовщики. Этимология слова «искусство». Словарная статья. Портрет. Проблема истинного искусства.

«Комедии Гоголя» - Кто из помещиков очень сытно накормил Чичикова? А. По курсу Сбербанка Б. В 2 раза меньше запрашиваемой суммы В. Бесплатно Г. Со скидкой. Как звали одного из детей Манилова? Г. Сколько верёвку ни вить, а концу быть. А. Комедия Б. Роман В. Поэма Г. Повесть. Б Сам Хлестаков проговорился. Кто из помещиков дарил супруге футлярчик для зубочистки?

Что общего между Хлестаковым и городничим в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь представил целую галерею чиновников - мошенников, воров в вицмундирах, но особого внимания заслуживают Хлестаков и городничий, написанные очень ярко и убедительно.

Что же роднит Хлестакова и городничего - этих, казалось бы, совершенно разных людей - разных по возрасту, общественному положению и умственному развитию? Что общее у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмухановского и маленького, тщедушного Хлестакова? У «очень неглупого по-своему» городничего и «приглуповатого» Хлестакова?

Общее то, что оба они, и это главное, представители чиновничьего мира, наделенные всеми свойственными этому миру отрицательными качествами. Они тщеславные и честолюбивые, корыстные и бессовестные, отъявленные лгуны, мошенники и взяточники, не желающие добросовестно трудиться, привыкшие жить обманом. Оба, лакеи по натуре, умеют приспосабливаться к ситуации, угождать, если нужно.

Итак, Сквозник-Дмухановский , и Хлестаков - бессовестные люди, мошенники, взяточники.

Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво обирает купцов и горожан, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви. Он жулик, обманщик, «обманувший на своем веку трех губернаторов». Присваивая казенные деньги, заботится не об исполнении службы, а о сокрытии своих преступлений.

О том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии из письма его кума: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...»

Хлестаков, как только почувствовал благосклонное внимание чиновников к себе, тоже повел себя как царек. Так же, как и городничий, начал беззастенчиво брать деньги , якобы взаймы, все больше наглея, выпросил большую сумму денег, зная, что не вернет ее. Берет деньги и у городничего, и даже после обещания жениться на его дочери.

Еще одна общая черта – высокомерие.

Городничий смотрит свысока и на жителей города, и на чиновников. С теми и другими он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи - стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?» Чувствуя свою власть и безнаказанность, занимается самоуправством, никого не щадит.

И Хлестаков пренебрежительно относится к людям низшего сословия. Грубо разговаривает с трактирным слугой: «Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?», с горожанами, которые пришли жаловаться на городничего, бесцеремонно выпроваживая их: «Кто там еще?.. Надоели, черт возьми! Не впускай, Осип!» В роли директора департамента презирает мелкого чиновника для письма - «эдакую крысу».

С вышестоящими чиновниками и тот, и другой сама любезность и внимательность. Хлестаков вежлив с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме…»

И городничий, приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, очень вежлив с ним, угодлив. Он старается предугадать малейшее его желание, лишь бы тот остался доволен. Так, при удобном случае умело «ввертывает» ему вместо двухсот рублей четыреста.

Оба лживы.

Наиболее красочное проявление вранья в Хлестакове видим в сцене оправдания перед городничим, когда он всю вину пытается перекинуть на трактирщика и на хозяина заведения, обвиняя их в разных преступлениях: «Он больше виноват: говядину мне подают такую твердую, как бревно…Он меня морил голодом по целым дням…»

И городничий не уступает Хлестакову, рассказывая, как радеет он о делах в городе: «Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… чего ж мне больше? … и почестей никаких не хочу».

Оба тщеславны и честолюбивы. Поэтому у них есть потаенные мечты, связанные с высоким положением в обществе, собственным величием и властью.

Хлестаков грезит быть «птицей высокого полета», очень значимым лицом, заслуживающим всеобщее уважение, почитание и благоговение : »Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство» … А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели…»

О мечтах городничего мы узнаем, когда Хлестаков просит руки его дочери. Он тут же начинает строить планы о том, как будет жить в Петербурге, как со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть» в генералы, ч тобы обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? Потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там, на станциях, никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь…»

Все, что рассказывает Хлестаков о высшем петербургском обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, соответствуют самым заветным мечтам и стремлениям городничего, так как их представления о шикарной жизни совпадают.

А мечтают они потому, что их не устраивает собственная роль в жизни, ведь в обществе культивируется положение о том, что не человек красит место, а место человека. «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там: стой, городничий! Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!»- слышим мы от городничего.

И, конечно, их объединяет страх перед наказанием за нечестные поступки. Оба они дерзкие в счастье и трусы в беде.

Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече: дрожат от страха друг перед другом. Что же вызывает испуг Хлестакова? Он, как известно, по пути домой проигрался «дочиста» в карты и к моменту встречи с городничим уже вторую неделю живет в гостинице в долг. Естественно, он испугался прихода важного лица, поскольку решил, что его арестуют и отправят в тюрьму.

А что вызывает испуг городничего? У городничего причина страха гораздо серьезнее. Уже из первого действия комедии понятно, что высокая должность для Антона Антоновича - средство обогащения, поэтому он очень боится потерять это сладкое место.

Таким образом, оба этих героя - и Хлестаков, и Сквозник-Дмухановский - близки по духу: люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, корыстные и бессовестные. Они оба представители николаевской России, той аморальной, антидуховной системы, которая уродовала людей, превращала их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивала в людях душу, делала лакеями по натуре.

Хочется добавить, что и в наше время, к сожалению, встречается немало лживых, надменных и тщеславных людей. Эта типичность характеров убеждает в том, что хлестаковы и городничие еще живы и что произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» по праву считается бессмертным.


Сравнительная характеристика городничего и Хлестакова. Городничий Мечтает получить чин генерала. Мечтает о красивой, праздной столичной жизни, сквозь пальцы смотрит на службу других чиновников. Берёт взятки от чиновников и купцов. Обманщик, приписывает себе заслуги. Неглуп, грубоват, суеверен, плутоват. Хлестаков Играет роль важной персоны, мечтает о чине фельдмаршала. «Любит срывать цветы удовольствия», смотрит на жизнь сквозь розовые очки, любит развлечения. Открыто просит денег у чиновников, обманывая их, что «издержался в дороге». Врёт не задумываясь, тоже любит «присочинить». Легкомыслен, развязен, безнравственен, лгун.

Слайд 18 из презентации «Нравственное воспитание на уроках литературы с применением ИКТ»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Нравственное воспитание на уроках литературы с применением ИКТ.ppt» можно в zip-архиве размером 2117 КБ.

Скачать презентацию

«Нравственные идеалы» - Назовите нравственный идеал 19 века. Какой нравственный идеал у современного нам человека. Назовите нравственный идеал Руси. Вопросы для беседы. Рыцари. Назовите нравственный идеал Средних веков. Качества богатырей. Вводное слово учителя. Нравственные идеалы. Таблица. Работа в группах.

«Нравственное воспитание детей в семье» - Проблема с общением. Лень. Хотел бы ты помочь тем, кто на твой взгляд, не находит общего языка со сверстниками. Социальный педагог. Семья. Памятка. Школьная мотивация. Родители. Учителя. Понятия. Нравственное воспитание детей. Этапы социализации. Влияние старших. Показатели. Познавательная мотивация.

«Нравственное воспитание школьников» - Уровни. Теоретическая значимость. В теоретическом плане использовались: План. Практическая значимость. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. Нравственность является одним из основных типов социальной регуляции. 5) Раскройте важность патриотизма и культуры межнациональных отношений в нравственном развитии личности.

«Нравственное воспитание в школе» - Программа развития. Региональная экспериментальная площадка. Распространение опыта. Результаты работы рэп. Школьный музей – центр духовно-нравственного и патриотического воспитания. Школа – центр возрождения романовского кружевоплетения.

«Нравственное воспитание» - Разделение сфер деятельности и компетенции государства и Церкви. Православная духовность. Вопросы для обсуждения. Нравственные качества личности» г. Волжск, март 2011. Задачи духовно-нравственного воспитания. Выбор правильного направления развития личности. Культурологический подход. Объект духовно-нравственного воспитания.

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» имела шумный успех у демократически настроенной публики и резкое неприятие тех, кто увидел в персонажах себя.
Николаю Васильевичу Гоголю удалось создать правдивые образы почти реально существующих героев. Самыми яркими в галерее образов комедии являются Городничий и Хлестаков. Несмотря на разницу в летах, они очень похожи. Оба мошенники. Но если Сквозник-Духановский умудренный опытом, закоренелый взяточник и казнокрад, то Хлестаков из молодых, да ранних. Несмотря на свой юный возраст, он уже успел развратить свою душу бездельем, пьянством и настоящей ненавистью к труду. Хлестаков, пожалуй, хуже городничего. Тому приходилось добиваться в жизни всего самому. На старости лет он дослужился до городничего и теперь хочет получить наибольшую выгоду от службы.

Хлестаков же дворянин по рождению, ему открыты пути к образованию, службе на благо отечества, но он предпочел праздную и разгульную жизнь. В небольшом по объему произведении Гоголь сумел вывести типичные характеры, ставшие на долгие годы нарицательными именами для взяточников, бездельников и вралей. Недаром это творение Гоголя называют бессмертным.

чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия "Ревизор" не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами. Вспомним отрицательных героев популярных "милицейских" сериалов - чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокими?

Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком - двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько "государственного человека". Что чувствует при этом лжеревизор? Кажется, ничего.

Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В
каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, - актера, играющего ревизора.
Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник: жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.

Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения. Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми: этот персонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание. Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа: "Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве..."

Влияние комедии "Ревизор" на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора - Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее. На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас.

Городничий дает последние наставления: «...разметать наскоро старый забор... и поставить соломенную веху, чтобы было похоже на планировку», убрать мусор, которого «навалено на сорок телег», а главное, если приезжий чиновник будет спрашивать: «Довольны ли?», отвечать: «Всем довольны, ваше благородие». Сам же он при этом восклицает: «Что это за скверный город!»

Но самое неприятное заключается в том, что ревизор должен приехать инкогнито, то есть подозревать можно каждого нового в городе человека. Выбор падает на первого попавшегося приезжего, поселившегося в местной гостинице. Прежде чем Хлестаков появляется на сцене, мы всё узнаем о нем от его слуги Осипа. Это - коллежский регистратор («елистра-тишка простой»), который второй месяц, как сбежал из Питера: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится». Поселившись в гостинице, Хлестаков уже успел вкусить «прелести» местной жизни. Поэтому он не может понять, что за делегация к нему явилась во главе с городничим. В результате «оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза». Хлестаков и городничий до смерти боятся друг друга - об этом свидетельствуют ремарки: «робея», «храбрясь», «вытянувшись и дрожа всем телом» и др.
Но как все меняется, когда Хлестаков наконец догадывается что происходит! Он призывает на помощь всю свою неудержимую фантазию и старается максимально извлечь пользу из сложившейся ситуации. Он с радостью принимает взятки, лицемерно изображая, что берет «взаймы». Он очаровывает жену и дочь городничего, которые настолько глупы, что легко попадаются на эту удочку: «Ах, какой приятный!» - говорит одна, «Ах, милашка!» - восклицает другая.
Хлестаков лжет так вдохновенно, что едва ли сам не начинает верить в свои выдумки. Чиновники же, дрожащие от страха перед «грозным ревизором», даже не задумываются о том, может ли такое быть на самом деле.

Хлестаков делает предложение Марье Антоновне (городничий в такое счастье даже поверить не может). Однако лошади готовы, и счастливый жених собирается уезжать: «На одну минуту только... на один день к дяде - богатый старик; а завтра же и назад».
Хлестаков уезжает, и тут выясняется, что это был вовсе не ревизор. Причем выясняется обычным для местных нравов способом: почтмейстер, по своему обыкновению, вскрыл письмо Хлестакова. После чтения письма, из которого чиновники узнали, что Хлестаков думает о них на самом деле, после поиска виновников всего случившегося произошло то, что и должно было произойти: приехал настоящий ревизор.

Комедия заканчивается немой сценой. И почему-то кажется, что в эту минуту замерли не только герои пьесы - замерла вся Россия перед сокрушительной правдой, брошенной ей в лицо гениальным Мастером.

Что общего у Хлестакова и городничего в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"?

Главными действующими лицами комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», без сомнения, являются городничий и Хлестаков.

В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть от Хлестакова «следы своей деятельности», ведь дела в городе идут из вон рук плохо. В городе царит взяточничество, воровство, коррупция, произвол. Антон Антонович это прекрасно знает, поэтому делает все, чтобы «подмаслить» проверяющего – с помощью взяток заставить его закрыть глаза на все нарушения в городе.

Хлестаков, в свою очередь, поначалу боится городничего, потому что считает, что тот отправит его в тюрьму за неуплату долгов в гостинице. А позже, поняв, за кого его принимают, герой начинает пользоваться щедростью городничего и чиновников, обманывать их.

В финале комедии «борьба» городничего и Хлестакова достигает своего пика: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю».

Кажется, что Сквозник-Дмухановский и Хлестаков – совершенно разные люди. Однако, если присмотреться, внимательно, они имеют много общего.

Оба героя прекрасно умеют приспосабливаться к ситуации. Так, Сквозник-Дмухановский свысока относится к своим подчиненным, с ними он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи - стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?»

Зато с вышестоящими Антон Антонович – сама любезность и внимательность. Приняв за ревизора Хлестакова, Сквозник-Дмухановский с ним очень вежлив, угодлив. Он старается во всем угодить Ивану Александровичу, предугадать его малейшее желание, лишь бы «ревизор» остался доволен.

То же и Хлестаков. Вспомним, как он обращается со своим слугой Осипом («А, опять валялся на кровати?) или трактирным слугой («Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?»). И совсем по-другому герой разговаривает с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке».

Кроме того, и Антон Антонович, и Хлестаков не гнушаются брать взятки, обманывать. Так, Иван Александрович взял деньги у всех чиновников, выпросил, якобы взаймы, огромную сумму денег, зная, что не вернет ее. А о том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...»

Но и у этих, казалось бы, совершенно аморальных людей, есть свои потаенные мечты. И они связаны с их высоким положением в обществе. Оказывается, городничий мечтает стать генералом, обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь».

Хлестаков также мечтает быть «птицей высокого полета» - все его «враки» чиновникам и семье городничего говорят именно об этом. Герой грезит быть кем-то значимым, заслуживающим уважение, всеобщее почитание и благоговение.

Однако оба героя обманываются в своих надеждах – мы понимаем, что им никогда не получить того, о чем они грезят. Мечты Хлестакова и городничего оказываются разбитыми и неисполненными.

Таким образом, обоих героев комедии «Ревизор» объединяет то, что они являются «людьми системы» - того зла, что царит в стране. Гоголь показывает, как эта аморальная и антидуховная система уродует людей, превращает их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивает в людях душу, делая их глубоко несчастными.