Самостоятельная театрализованно игровая деятельность в доу. «Театрально-игровая деятельность в детском саду. О значении театрально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность в ДОУ

Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в который включается ребенок. Ступени работы следующие:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька... ", "Заинька, попляши... ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").

Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").

Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).

Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет состоит в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"; К. Чуковский "Путаница"), Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями ("Жили у бабуси"; С. Михалков "Котята"; Л. Зубкова "Мы делили апельсин".

Мы развиваем умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение "управлять" куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.)

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Литература

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.

4. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знаком-ства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.

5. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Под ред.В.С. Клюева, Н.А. Яковлева. – М., 1989.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

7. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. -М. 1992.

Театральная игровая деятельность

Для детей второй младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В самодеятельной игре детей отражается литературно-художественный материал, с которым воспитатель знакомит их в течение года (чтение художественных произведений и показ их инсценировок в театре). Специалисты утверждают, что только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для свободной детской игры.

При чтении художественной литературы необходимо увлечь детей не только сюжетом, но и ярким образным преподнесением материала. Выразительное, неторопливое чтение сказок помогает им услышать интонационные особенности речи, представить внешний облик героя. Малыши любят слушать сказки несколько раз; при каждом прочтении педагог должен ставить новые художественно-игровые задачи и применять различные формы ролевого обыгрывания. При первом выразительном прочтении дети усваивают общую канву сюжета, знакомятся с героями сказки. При втором прочтении можно изобразить героев сказки с помощью жестов, мимики, движений и интонаций. Позже дети могут рассматривать иллюстрации, изображающие героев сказки в различные моменты повествования. В сознании ребенка возникает не только конкретный образ, но и вся художественно-образная ситуация: вот герой, его жилище, его взаимодействие с другим героем. Чтение сказки необходимо сочетать с ее рассказыванием, тогда у воспитателя будет больше возможностей для интерпретации, а у ребенка - простора для воображения. Так, читая детям сказку «Теремок», педагог обыгрывает ее в лицах; передает голосом, движениями, мимикой и жестами маленькую, юркую мышку, толстушку-лягушку, быстрого зайку, неповоротливого медведя. При этом в сознании каждого ребенка возникает свой образ героя. Следующим этапом знакомства со сказкой может быть ее фрагментарное обыгрывание. Рассказывая сказку, воспитатель останавливается на каком-либо эпизоде и предлагает детям показать действия героя. Например, можно попросить их показать, как мышка бежала к теремку, как она спрашивала: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?». Дети по ходу рассказывания сказки изображают разных героев голосом, движениями, жестами, мимикой; это не мешает восприятию сказки, так как эти короткие имитации рассматриваются в качестве ее сопровождения конкретным действием.

Воспитатель. Бежит к теремку мышка-норушка. Лена, покажи мышку. (Девочка изображает бегущую мышку.) Мышка спрашивает тоненьким голосом…

Таким образом, происходит естественное, не заученное обыгрывание сказки: по мере знакомства с ней малыши непроизвольно запоминают сюжет, слова, действия героев. Дети второй младшей группы способны показать в «домашнем» театре, то есть в условиях своей группы, маленький спектакль, в котором организующая центральная роль принадлежит педагогу. Такой спектакль не требует специально приглашенных зрителей - ими могут стать посаженные на стульчики куклы - и специальной подготовки: долгих репетиций, лишнего беспокойства детей и воспитателей («чтобы все было правильно»). Он полезен для создания положительной мотивации, то есть нацеленности детей на драматизацию вообще и на конкретный спектакль в частности. Но, как и любое другое мероприятие, спектакль требует некоторой подготовки. Детям, уже имеющим опыт выступления в концертах для игрушек, педагог предлагает показать понравившуюся им сказку в театре для кукол. Воспитатель объявляет, что сейчас состоится спектакль, и предлагает ребятам подумать, что им для этого понадобится. Необходимо приобщать детей к обустройству самого действия. С помощью воспитателя они могут посадить на места зрителей-кукол, найти в театральном уголке шапочки и элементы костюмов и нарядиться в героев сказки; некоторые детали они могут сделать самостоятельно, например, при подготовке сказки «Кот, петух и лиса» выполнить аппликацию для шапочки лисы, украсить избу петушка - словом, посильно включаться в элементарную подготовку к спектаклю.

Следует постепенно усложнять замыслы спектаклей. Можно предложить детям подобрать музыкальные характеристики героев, например, придумать и спеть песенку лисы («Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку») или кота, который поет и играет на музыкальном инструменте возле ее норы. Беседа по сказке поможет выявить степень понимания сюжета, характеров героев и их поступков («Кто оставался в избе? Кто пел под окошком у Петушка? Как Лиса называла, подзывала Петушка? Кто помог Петушку?»).

На этапе фрагментарного обыгрывания использование костюмов нежелательно, так как основное внимание и время будут уходить только на их примерку и дети отвлекутся от главного - вхождения в образ; на этапе непосредственной подготовки к выступлению использование костюмов зависит от игровой задачи. Например, идет разговор о том, как нарядить героев: «Примерь, Миша, эту накидку. Посмотрите, дети, похож ли Миша на Петушка? А теперь походи, как Петушок, похлопай крылышками и закричи „Ку-ка-ре-ку!"». В театрализованном представлении наличие костюмов, конечно же, обязательно: это создает у детей праздничное настроение, позволяет им прочувствовать свою роль, осознать себя в ней.

Для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности следует приглашать старших детей выступить перед ними с постановками. Узнав о том, что им предстоит выступать перед младшими, старшие дошкольники начинают относиться к предстоящему показу более ответственно. Они тщательно осматривают свои костюмы, повторяют роли, осматривают место, где им придется выступать, а после выступления интересуются у воспитателей, понравился ли малышам спектакль. Малыши, в свою очередь, воспринимают старших детей как настоящих артистов. Чем лучше играют ребята, тем внимательнее смотрят маленькие зрители. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой воспитатель спрашивает, понравилась ли детям сказка, кто из героев больше понравился и почему, любят ли они сами выступать.

Таким образом дети начинают приобщаться к миру театра. Необходимо уже в этом возрасте давать им элементарные сведения, которые помогут разобраться в этом волшебном мире (что такое театр, как нужно вести себя в зрительном зале, кто такие артисты). Следует проводить специальные беседы до и после просмотра театральной постановки, рассказывая детям о предстоящем спектакле, стараясь заинтересовать их темой и напоминая правила поведения. После просмотра спектакля можно попросить их изобразить в лицах некоторых персонажей. Например, взрослые решили показать детям кукольный спектакль «Мойдодыр». На подготовительном этапе воспитатель провел беседу «Кто как умывается», в которой объяснил детям, что все животные обязательно умываются для того, чтобы быть чистыми. Занятие на тему «Котик-чистюля», проведенное в игровой форме, позволило напомнить детям о том, зачем и как нужно мыть руки. Затем ребятам сообщили, что скоро они пойдут в театр смотреть спектакль со смешным названием «Мойдодыр»; Мойдодыр - самый главный в борьбе за чистоту, но если его не слушаться и быть неопрятным, то могут случиться разные неприятности, о которых они узнают в театре. В спектакле Мойдодыр говорит громким, грозным голосом. Для того чтобы дети не испугались его появления, необходимо заранее «познакомить» их с этим героем, например, воспитатель с театральной куклой может зайти в группу накануне спектакля. Тогда малыши не испугаются Мойдодыра, будут внимательно, без страха смотреть спектакль. Это касается и других, наиболее «страшных», как кукольных, так и драматических персонажей, которые появляются на спектаклях и утренниках. Знакомя детей с правилами поведения в театре, педагог говорит, что в театре (в музыкальном зале) надо внимательно слушать, о чем идет речь в спектакле, иначе можно ничего не понять и помешать соседу. По окончании представления следует спросить у детей, понравился ли им спектакль, а беседа по спектаклю может состояться через некоторое время, чтобы в их сознании отложилось увиденное. В последующем разборе театрализованного действа нужно попросить ребят вспомнить наиболее интересные моменты спектакля, подражая голосом и мимикой персонажам. Воспитатель должен выслушать все мнения и поблагодарить всех за внимательный просмотр, побуждая к ответам самых пассивных ребят.

Детям этого возраста очень интересны спектакли, показанные воспитателями. Специально подобранные по тематике, идейному содержанию, с использованием доступных для восприятия средств выразительности, эти спектакли должны соответствовать детскому мировосприятию, интересам, поэтому педагоги должны творчески, грамотно подходить к составлению сценария. Это означает, что всякий материал, который предлагается для инсценирования, должен быть разложен на ролевые диалоги не в ущерб основной идее и состоять из коротких, понятных фраз; продолжительность спектакля не должна превышать 10-15 минут. Слишком короткий кукольный спектакль может «обрастать» в сценарии живыми, образными вступлением и заключением, в которых могут появляться в качестве ведущих персонажи-артисты (Осень, Карлсон, доктор Пилюлькин и др.). Также в сценарий включаются игры и хороводы, пение песен, чтение стихов, слушание музыкального отрывка. Например, кукольный спектакль «Пых» может быть показан на осеннем празднике. В начале представления выходит Осень и заводит с ребятами хороводы, игры; затем дети читают стихи; в заключительной части, после спектакля, Осень рассказывает о своих щедрых дарах, поет с малышами осенние песни и дарит им подарки. Не следует заслонять играми-хороводами основную идею спектакля - она должна доминировать в сознании детей, чтобы они могли прочувствовать нравственные уроки, которые несет театральное представление, поэтому спектакль лучше планировать в конце сценария праздника.

Для создания интересного спектакля воспитатели должны хорошо выстроить его «партитуру», подчинив реализации основной идеи его замысел; для этого следует полнее использовать средства выразительности и элементы художественного оформления театральной постановки: свет, декорации, музыку, костюмы, атрибуты, приемы кукловождения, артистические качества кукловодов и др. Яркие художественные образы, созданные взрослыми, способствуют углубленному восприятию, надолго остаются в памяти и переходят в самостоятельные игры детей.

Для того чтобы сюжет спектакля получил продолжение в творческих играх детей, выступление должно глубоко запасть в детскую душу, пробудить воображение, вызвать желание «играть в театр». Можно напомнить им спектакль и предложить сыграть в него, предоставив необходимые атрибуты. Так, для игры в сказку «Колобок» можно предложить детям фигурки настольного театра, дать возможность свободно поиграть с ними, спросить, как двигаются персонажи, попросить сказать за них слова соответствующим тоном («Смотри, Марина, это Лиса. Как она будет ходить? Вспомни, каким голосом Лиса обращается к Колобку?»).

Во второй младшей группе целесообразно продолжать использовать в работе с детьми произведения малых фольклорных форм. Драматизация небольших песенок вызывает интерес малышей, стремление быть любым действующим лицом сказки, только чтобы взаимодействовать со взрослым. В песенке «Тень-тень, потетень» дети могут исполнять роли, действуя как индивидуально (лиса, зайка), так и коллективно (ежи). Исполняя песенку, малыши двигаются в соответствии с текстом; каждый по-своему проявляет характер изображаемого героя. От занятия к занятию следует разнообразить работу с детьми; включая инструментальные импровизации, можно нацеливать их на выразительное исполнение на детских шумовых инструментах музыкального сопровождения для танца конкретных персонажей, подчеркивая его соответствие характеру героя.

В играх импровизационного типа используются различные виды кукол настольного театра (вязаные, бумажные, баночные, плоскостные фигурки, картинки и др.). Так, при исполнении диалога «Кисонька-мурысонька» ребенок, передвигая игрушку по столу, изображает киску, используя в основном интонацию; его мимика отражает характер персонажа. Нравственный урок, содержащийся в конце стихотворения, преподается и самому ребенку: «Не ешь одна!». В таких произведениях раскрывается характер героя, его поведение, которые помогает выявить специально проведенная беседа; развивается умение ребенка сочувствовать герою, вставать на его позицию. Произведения народного творчества способствуют развитию жизненно-игрового опыта и эмоциональной сферы детей. Воспитатель, используя малые формы фольклора, готовит их к восприятию более крупных произведений - сказок, рассказов.

Основным видом детского творчества остается имитация.

Воспитатель. Птички, летите! (Дети «летят».) Птички, домой! (Дети садятся на стульчики.)

Птички встали поутру - много у них корма,

Ту-ру-ру ту-ру-ру, птички клюют зерна!

Дети выполняют соответствующие движения.

Дети 3-4 лет могут выражать различные эмоции и настроения. Так, изображая героев сказки «Айболит», они могут передать походку больных (медведицы, бегемота), показать внимательного и строгого доктора Айболита и его друзей. Легко входя в образ, они на ходу придумывают песенки героев, если этого требует ситуация.

Воспитатель. Больная медведица долго ждала доктора Айболита и затянула грустную-прегрустную песенку… (Показывает на ребенка, изображающего медведицу, и тот поет свою импровизированную песенку.) Доктор Айболит тем временем осматривал свой кабинет - все ли готово к приему больных зверюшек. Он ходил по кабинету и говорил… (Ребенок, изображающий Айболита, на ходу придумывает фразу.)

Отражая свои эмоции в театрализованной игре, дети выражают радость, интерес, грусть, входя в роль персонажа, но воплощенные ими образы достаточно однотипны и обобщены. Малышам пока не подвластны оттенки эмоций, более тонкие чувства. Им не сложно изобразить грустного Ослика, веселого Винни-Пуха, но довольно трудно - злого или очень-очень злого Волка, так как, начиная его показывать, они тут же зажимают рот руками, потому что сами его боятся; малыши именно поэтому не любят играть отрицательных персонажей. Специалисты считают, что дети распознают и присваивают только ту эмоцию, которая называется, обозначается взрослым.

Воспитатель. К нам пришел веселый Петрушка. (Кукла появляется на ширме.) Он попляшет под веселую музыку. (Петрушка пляшет.)

Воспитатель. Сейчас к нам придет Петрушка. Музыка подскажет нам, какое у него настроение. (Играет веселая музыка.) Какое настроение у нашего Петрушки? Какая была музыка по настроению? Попляши, Петрушка! (Петрушка пляшет.) А вы, ребята, похлопайте.

В первом случае воспитатель заранее дает образ Петрушки и характеризует музыку сопровождающую его появление. Во втором примере воспитатель действует, используя косвенные методы, побуждая детей к активной мыслительной деятельности. Оба метода, как прямой, так и косвенный, могут применяться во второй младшей группе, но в этом возрасте следует чаще употреблять косвенные методы педагогического руководства детской творческой игрой.

Распознавать эмоции помогают пиктограммы, на которых изображены основные эмоции человека. Эти картинки могут соотноситься с характером эмоций, вызываемых тем или иным художественным произведением (музыкальным, словесным, живописным). Такую игру можно назвать «Подбери музыку (стихотворение, картинку)» и проводить вплоть до выпуска детей в школу, постепенно усложняя.

Воспитатель. Нина, смотри, какая веселая картинка! Она подходит для нашей песенки? Песенка веселая, и картинка веселая - на ней рожица улыбается.

Эмоции детей проявляются непосредственно и ярко. Ребенок не может изобразить грустного зайку, если не задумается о чем-то грустном; не покажет веселого героя, если не почувствует, что ему весело. Поэтому путь к эмоциональной выразительности лежит через создание эмоциональной ситуации на занятии или празднике. Педагог, работающий с детьми, должен уметь управлять их эмоциями; регулировать интонацию; «зажечь», если требуется, зал.

Сегодня широко решается проблема дошкольного образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.
Слово «творчество» означает - создание чего- то нового, умение искать и изображать что- то своё. Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки, краски с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе.
Театрализованная игра приобщает детей к литературному, драматическому и театральному искусству, у детей формируется представление о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дети начинают понимать, что над любым спектаклем трудится весь коллектив, и он приносит радость и творцам и зрителям. Театральная игра также близка к сюжетной игре. Они имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль. Но в театрализованной игре сюжет берётся из художественных произведений и ставится спектакль или инсценировка. Главная особенность театрализованной игры - литературное содержание и наличие зрителей. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, прочувствовать его состояние, суметь проанализировать и оценить действия. И конечно, ребёнка волнует результат (как он сыграл, реакция зрителей). Здесь очень важно сотрудничество с родителями. Необходимо, как можно чаще рассказывать об успехах ребёнка, о его театральных способностях. Привлекать родителей к изготовлению декораций и костюмов. Чем ближе это сотрудничество, тем больше родители узнают своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.
Особое место в развитии творчества детей принадлежит игре- драматизации. Ролевое поведение, осуществляемое ребёнком в игре- драматизации, даёт ему возможность приобрести умение управлять собой, уверенность в себе, направляет воображение в творческое русло. В игре- драматизации ребёнок с помощью средств выразительности:интонации, мимики, пантомимы, создаёт образ, производит собственные действия исполнения роли.
Естественно развитие театрально - игровой деятельности в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определённые действия по образцу, который показывает педагог. Например: Покажи, как ходит лисичка. Как зайчик испугался лисы.Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении, от их лица взрослый хвалит, благодарит детей, здоровается и прощается.
Таким образом, за счёт бессловесной игры - импровизации под музыку, игры - импровизации по текстам коротких сказок, потешек и стихов, ролевых диалогов героев сказок, инсценировок фрагментов сказок о животных и игры - драматизации с несколькими персонажами, расширяется игровой опыт детей. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры. Такие как, настольный театр игрушек, плоскостной на фланелеграфе, пальчиковый. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах.
В среднем возрасте ребёнок переходит к игре, ориентированной на зрителя, где важна не только игра, но и важен результат. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнёрства. Наиболее активные дети начинают вместе с воспитателем драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр, а с малоактивными детьми необходимо пробовать драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Вводятся рассказы от первого лица с сопровождением текста, движений и музыки. Театрально - игровой опыт детей расширяется за счёт игр - драматизаций с использованием нескольких персонажей, игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, постановок спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов, настольного, кукольного, пальчикового театра. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизированного характера. Особое внимание уделяется импровизации и творчеству в процессе придумывания игры.
В старшем возрасте дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По новому идёт приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально - игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра - фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.
В подготовительной группе и гра - драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для этого необходим весь запас знаний, умений и навыков, полученный в разном возрасте. Для лучшего понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей; подбирать упражнения на развитие внимания и воображения; эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования. Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами. Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Очень эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям, фильмам, эффективны сказки, придуманные на новый лад. Дети чувствуют себя свободно, раскованно. Такая совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.

Театрально - игровые технологии в детском саду

Захарова Е.В.

МБДОУ «Детский сад №29 «Золотой ключик»

Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.

Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Одним из направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является использование театрально-игровой технологии в детском саду.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия: между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования; потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности. Используя театрально – игровые технологии, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, инициативы и самостоятельности.

Новизна нашего опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий: создание системы занятий с включением интерактивности в театрализации, внедрение театрально-игровых технологий в разные виды деятельности.

Педагогический коллектив нашего детского сада столкнулся с вопросом что такое театрально-игровые технологии. Прежде чем продолжить нам необходимо было разобраться в вопросе:

Что такое технология?

Как и любая технология, это процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Основные требования (критерии), предъявляемые к педагогической технологии:

    Концептуальность

    Системность

    Управляемость

    Эффективность

    Воспроизводимость

Структура образовательной технологии

Структура любой образовательной технологии состоит из трех частей :

    Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

    Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

    Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно : если некая система претендует на роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным требованиям. Если рассматривать театрально-игровые технологии, то в ней соблюдены все требования.

    Концептуальные основы театрально - игровой технологии:

Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи Натальи Ильиничны Сац, которая является одной из основателей театрального искусства. Ею был создан самый известные в России детский театр, где детям предлагались спектакли, поставленные таким образом, чтобы детям было не скучно и понятно о чем идет речь. Ключевой проблемой ее педагогической теории является идея воспитывающего обучения.

Еще одним фундаментом являются психологические идеи выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Который отмечал то, что не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

    Содержательная часть

Главная цель использования театрально - игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи:

    Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной инициативности ребёнка.

    Подобрать средства, активизирующие самостоятельную деятельность детей и повышающие её результативность.

    Создать благоприятные условия для раскрытия личности ребенка, индивидуальности, творческого потенциала через приобщение к театрализованной деятельности.

В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности. Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры.

Театрально - игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

На современном этапе театрально-игровые технологии могут быть использованы:

    для освоения темы или содержания изучаемого материала;

    в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) ;

    как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации театрально - игровой технологии должно соответствовать требованиям:

Выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей;

Предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи;

Объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

Игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

Организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

Развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

Окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

В нашем детском саду с 2015 года в сетку занятий во все возрастные группы введено 1 театрализованное занятие в неделю.

Основой театральных занятий являются программы Губановой Т.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» и Маханевой М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», а также методические пособия: Т.С. Григорьевой «Маленький принц», Е.А. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду», Е.В. Мигуновой «Театральная педагогика в детском саду».

    Процессуальная часть

Система работы всего коллектива строится на концентрации и консолидации усилий участников образовательного процесса, направленных на реализацию этого направления. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка стала неотъемлемой частью всего педагогического процесса в ДОУ.

Основные принципы используемой технологии «Обучаемся, играя и подражая». Театрализованная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике очень давно.

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:

    просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

    игры-драматизации;

    разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

    упражнения по формированию выразительности исполнения;

    упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, где он становится соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. На каждый учебный год музыкальным руководителей для всех возрастных групп составлено перспективное планирование по театрализованной деятельности.

С нового учебного года планируем использование новой формы организации развлечений - театральные пятницы «без репетиций». Раз в месяц в каждой возрастной группе в эту пятницу с порога детского сада детей будут встречать сказочные герои и вовлекать детей в театрализованные игры.

Роль и методы театрально-игровых технологий

Выстраивая систему р аботы по театрализованной деятельности, мы старались включить те методы и приемы, которые бы стимулировали детей на творчество, носили бы инновационный характер. Для повышения уровня развития творческой инициативы и самостоятельности был разработан проект: « Развитие инициативы и самостоятельности у детей через системное введение театрально – игровых технологий в НОД и СОД».

Театрализованная деятельность в детском саду пронизывает все режимные моменты: включается в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. В основе нашего подхода к построению занятий с использованием методов театральной педагогики лежит социоигровая методика (автор А. П. Ершова), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Педагоги ДОУ используют в своей работе нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

Для развития самостоятельности детей используются разнообразные приемы:

    Выбор детьми роли по желанию.

    Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей.

    Распределение ролей по карточкам.

    Проигрывание ролей в парах (благодаря этому приему, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменять друг друга).

В своей работе воспитатели стали использовать полифункциональное игровое оборудование (театрализованная многофункциональная ширма, неоформленный игровой материал и др.). Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов: включить музыку, уединится, организовать театральную деятельность и т. д., а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки.

Для того чтобы дети проявили творчество, необходимо было обогатить их жизненный опыт. В связи с этим в каждой группе были организованы занимательные дела с использованием различных видов театров, организации мастерских по изготовлению театрализованных игрушек. Также был включен в образовательный процесс интерактивный театр. В педагогике под интерактивным обучением понимают такую организацию, которое направлено на всемерную активизацию познавательной деятельности детей посредством широкого, желательно комплексного, использования педагогических (дидактических) средств. Мы заинтересовались данным средством поскольку дети всегда стремятся активно поучаствовать в театрализованных мероприятиях.

Интерактивный театр - это небольшие спектакли, активно экспериментирующие методы работы со зрителями и предлагающие спектакли, в которых главная роль, отдаётся зрителю. Это яркое, весёлое, музыкальное представление с реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и привлекают в своё действо зрителей, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще сказочных событий.

Можно сказать, что в интерактивном театре главный – зритель. П роигрывая с детьми роли, мы не раз убеждались, насколько важно в наше время, чтобы Театр оставался живым и подлинным. Живым – значит, лёгким на подъём и развивающимся. Подлинным – то есть, соответствующим высоким эстетическим канонам. В особенности, если это детский театр, а наша аудитория – дети.

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами , предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям.

В рамках проекта для повышения компетентности педагогов в применении театрально-игровых технологий в детском саду проводились консультации, круглые столы, мастер-классы.

Для родителей был проведен День открытых дверей, посвященный театрализации, где была представлена возможность увидеть:
- как дети стали строить отношения между собой;
- как ребята умеют соблюдать установленные правила игры;
- умеет ли выражать свои эмоции так, чтобы это не мешало другим окружающим;
- получается ли услышать, понять и правильно выполнить предложенное задание.

С родителями также было проведено анкетирование. Результаты показали, что, 100% родителей считают, что развитие творческой самостоятельности развивать необходимо, и они согласны оказывать помощь педагогом в проведении театрализованных представлений, 70% родителей могут быть активными участниками работы. Таким образом , родители заинтересованы в проведении такой работы в ДОУ, но при этом мы для себя отметили, что необходимо искать новые формы включения родителей в эту работу.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет педагогам ДОУ использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана, ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.

В результате реализации нашего проект а уровень творческой самостоятельности у детей: значительно вырос

Что говорит об эффективности проводимой работы.

Развивается социальная активность детей, самостоятельность, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.

Подводя итоги, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе ролей. Накопленный практический материал помогает в увлекательной форме проводить утренники, досуги, развлечения. Целенаправленная организация восприятия интерактивных методов театра детьми дошкольного возраста и их собственная театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на психическое развитие детей этого возраста, и прежде всего – на развитие творческих способностей.

Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а так же к дальнейшему развитию.

Елена Дурнова
Мастер-класс «Театрально-игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему «Театрально- игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

Краткая аннотация.

Актуальность моего мастер -класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании . С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра .

Практическая значимость моего мастер -класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования , но и научу изготавливать куклы для театра из нетрадиционных материалов.

Инновационная направленность мастер -класса заключается в творческом подходе к театрализации . Я представлю вашему вниманию новые виды театров .

Цель мастер-класса : повышение компетентности педагогов в применении , развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи : Познакомить воспитателей с разными видами театров .

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду .

Научить воспитателей изготавливать некоторые виды театральных кукол .

Привлечь внимание воспитателей к театрализованной игре .

Участники : воспитатели

Результат : освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду , формирование умения изготавливать куклы.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир!

С. И. Мерзлякова

способности : слышать, видеть , чувствовать, понимать, фантазировать и логично развивать свою мысль?

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть , чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем , что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том , что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

Огромны воспитательные возможности театрализованной игры : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованных играх , дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру . Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр » , «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности . Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах . В них, как и в настоящем театральном искусстве , с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы : режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе , магнитные доски : ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Настольный театр игрушек . Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок . Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последвательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг , журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр . Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет сколько видов игр-драматизаций дошкольников .

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки .

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры .

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей .

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми , в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей , давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Практическая часть

Уважаемая аудитория, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса . А теперь мы преступим к практической.

В современном детском саду, как вы убедились, существую множество видов кукол для театрализованной деятельности . Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Многие куклы просты в своем изготовлении.

Уважаемые коллеги! Я сейчас хочу, чтобы вы не надолго, хотя бы на несколько минут забыли все свои проблемы.

Предлагаю вам научиться создавать куклы-ложки. Театр ложек , являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

Изготовление ложечного театра

Итак, возьмем каждый по ложке, по лоскутку и тесемочки, пластилин. Оденем нашу ложку в одежду. Заворачиваем ложку в лоскуток. Также нам понадобится клей и маленькие детали. Нужно приклеить вырезанные из бумаги глазки, можно воспользоваться специальными бегающими глазками, купленными в магазине. Волосы – обрезки шерстяных ниток. Дополним образ – можно сделать определенную прическу, сделать ротик и носик. Кукла готова!

Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

Игрушка, сделанная руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.

Предлагаю Вам побывать в роли детей и сделать героя популярного и любимого многими детьми мультфильма , а кого вы узнаете рассмотрев внимательно их изображения.

Вот мы всех зверят узнали,

Круглых, словно шарики,

И скажите нам в финале,

Их зовут. Смешарики!

А теперь давайте станем кукольными мастерами .

Итак, нам понадобятся :

Палочка от мороженого

Цветная самоклеющаяся бумага

Берём Диск и к диску на двусторонний скотч приклеиваем палочку от мороженого (это «держалка» , за которую крепится кукла);

Затем берем самоклеющеюся бумагу определенного цвета, вырезаем круг и приклеиваем к диску. Далее не обходимо вырезать глазки и ротик, нос.

Заключительная часть.

Рефлексия

А теперь скажите, в чём вы испытывали трудности при изготовлении данной куклы? Какие эмоции вы испытали? Какие способности развиваются у детей в процессе изготовления куклы?

Упражнение «Креативная Коробка»

Перед вами коробка, в которой лежать обычные предметы. Ваша задача – оживить эти предметы, придумать историю и обыграть.

«Сказки наизнанку» - кукольный или настольный театр по известной сказке . Предлагаю придумать вариант сказки, где характеристики героев изменены (Пример : колобок – злой, а лиса добрая) .

«Веселые стихи» - предлагаю рассказать стихотворение или отрывок из сказки от лица предложенного кукольного героя (Кот в сапогах, Корова, Крокодил Гена, Утёнок.)

Блиц игра «Кто быстрее назовёт) см книгу И. Агапова стр. 115

Развивайте речь, образное и логическое мышление, моторику ручек. Пополняйте словарный запас и пойте песни. Устраивайте настоящие постановки!

Спасибо, всем за участие!