Применение сказки как эффективного средства логопедической коррекции связной речи у детей с онр. Логопедические сказки методическая разработка на тему Детские логопедические рассказы
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.
Сказка - это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.
Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человечка.
В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее - это дружеский совет.
Так почему бы не использовать сказку для исправления детской речи?
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на , можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.
Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный . Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.
Сказка «Как подружились мышонок и котёнок».
Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска» ). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик» ) и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики» ). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.
И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.
«Мур, мяу!» - сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье» ). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка» ).
Ты что, не можешь разговаривать? - удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.
Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка» ).
Да что это с тобой? Давай поиграем! - проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.
Уфф! - смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок» ). - Так ты хочешь поиграть?
Ну, да! А ты что подумал? - удивился Тимка. - Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!
Давай! – согласился мышонок.
И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели» ), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!
Сказка «Находчивый медвежонок».
Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки» ) и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!
Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки» ). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка» ). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица ().
Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач» ). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели» ).
«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка» ), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.
Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! - закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка» ).
Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.
Сказка «Невоспитанный мышонок».
Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался (упражнение «Расчёска» ).
Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели» ). Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше. Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка» ), в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач» ).
И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик» ).
Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.
А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка» ).
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик» ).
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит» ). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.
Полезно, чтобы дети повторяли сказки с родителями, воспитателями. Подобное закрепление материла может быть дополнительным заданием по развитию лексики, грамматики, связной речи.
Удачи вам в занятиях, радости в общении!
Приложение.
Описание артикуляционных упражнений, используемых в сказках.
Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции и для формирования движений губ.
Поглаживать, затем легонько покусывать зубками нижнюю губу.
«Расческа»: «причесываем» зубами по очереди верхнюю и нижнюю губы.
«Лягушки улыбаются»: научится улыбаться открытой улыбкой.
«Заборчик»: научится непроизвольно удерживать улыбку, приоткрывая зубки.
«Хобот слоненка»: вытянуть губы вперед и сомкнуть.
«Бублик»: плавно округлить губы и не смыкать под счет до 5.
«Часики»: открыть рот, высунуть узкий язык; тянуть его попеременно то вправо, то влево.
Упражнения для правильного произнесения свистящих звуков.
«Лопаточка»: необходимо научиться расслаблять мышцы языка, удерживая его широким.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать его в таком положении, считая до 5.
Занести лопатку в рот. Затем опустить лопатку за нижние зубы, стараясь, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.
«Чищу зубы»: улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком язычка нижние зубы, делая движение из стороны в сторону.
«Паровозик свистит»: поднести ко рту чистый пузырек, кончик язычка слегка высунуть, чтобы он касался горлышка, выдыхать воздух плавно в пузырек.
«Язык-силач»: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик язычка к нижним передним зубам; упирать язык в зубы.
«Качели»: улыбнуться, открыть рот как при звуке «А»; опустить широкий кончик язычка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать под счет «раз»; поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два»; повторить несколько раз, следить, чтобы работал только язычок, а не нижняя челюсть.
«Горка»: открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.
Упражнения для правильного произнесения шипящих звуков, звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Научиться вытягивать губы трубочкой и удерживать их в таком положении. (упражнение «Хобот слоненка», «Трубочка» ).
«Чашечка»: широко открыть рот, язык-лопатку положить на нижнюю губу, приподнять края языка и получится пиала.
«Вкусное варенье»: широким кончиком язычка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.
«Быстрая змейка»: напряженным языком движения изо рта, затем обратно в рот; движения языком из стороны в сторону; движения языком вправо-влево по верхним альвеолам; спрятать язычок в рот.
«Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот, пощелкать медленно кончиком языка; стараться, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
Людмила Лютова
Применение сказки как эффективного средства логопедической коррекции связной речи у детей с ОНР
Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы обучения детей , которые целенаправленно будут стимулировать их речевую активность, развивать словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу.
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей с ОНР все большее значение имеет работа со сказкой . Сказка является эффективным развивающим , коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказка близка и интересна ребенку дошкольного возраста. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты характера героев ярко выражены, мотивы поступков понятны. Через восприятие сказочных произведений формируется психологическая защищенность ребенка, вера в позитивное разрешение проблем. Язык сказок очень выразителен , богат образными сравнениями, имеет несложные формы пря-мой речи . Образность языка сказки развивает речь , интересный сюжет сказок активизирует воображение и вызывает эмоции. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу и обеспечивает эффективное усвоение информации .
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются , утомляются, не удерживают в памяти задания. Таким детям часто не доступны логические и временные связи между предметами и явлениями. У детей с речевыми проблемами выявлены серьезные нарушения в развитии связности высказывания . Именно эти особенности детей с ОНР диктуют основную цель использования приёмов сказки : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Целесообразность использования сказочных произведений в коррекционно -воспитательной работе с детьми с нарушением речи подчеркивали многие авторы : Н. В. Нищева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чеботанян, А. А. Гуськова, Л. Н. Шаманская, Л. Ю. Козина, Н. А. Погосова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.
Многочисленные исследования этих авторов доказывают, что метод работы со сказкой занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи , поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.
В настоящее время в логопедической практике используется большое количество разнообразных сказок .
Дидактические сказки - это сказки , которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Данная категория сказок в доступной метафорической форме передает дидактический материал, а также учебные задания и инструкции. Психокоррекционные сказки - это сказки , сочиняемые психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами и родителями. В них метафорически отражаются проблемы ребенка : эмоциональные и поведенческие затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи.
Одним из видов инноваций в педагогической практике являются логосказки . Это сказки , которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В таких сказках используются различные способы для работы над постановкой звуков и фонематическим слухом, обогащением словарного запаса, над законами словообразования и словоизменения, над развитием связного высказывания . Логопедическое воздействие происходит в сказочной игровой форме и является наиболее универсальным.
Логопеды М . А. Паваляева, Г. Г. Чеботанян используют в работе с детьми с речевыми проблемами серию авторских сказок под названием «Сказки Тихого Дона » . Авторы особо подчеркивают, что достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе . Во время работы над сказкой , дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной , логичной речи . Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи : тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Авторы утверждают, что конструирование слов, словосочетаний и предложений станет намного интересней для детей , если использовать для этого словесный материал из сказок .
Н. А. Погосова разработала сборник для логопедических занятий с детьми с нарушениями речи и эмоциональной нестабильностью по программе «Погружение в сказку » . Средства сказки автор использует для формирования у детей звукопроизношения , лексики, грамматики и связной речи .
Н. В. Нищевой предложено учебно-методическое пособие с авторскими сказками «Развивающие сказки » для детей , старшего и подготовительного к школе возраста с речевыми нарушениями. На основе сказочного сюжета , автором разработаны дидактические игры по ознакомлению детей с окружающим миром , упражнения для формирования звукопроизношения и грамматической стороны речи , игровые задания для развития зрительного и слухового внимания, связной речи . Автор подчеркивает, что для поддержания устойчивого внимания детей на занятиях должны использоваться иллюстрации, разнообразные демонстрационные материалы, элементы конструирования, лепки и рисования.
О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко, предлагают несколько моделей работы со сказкой в зависимости от возраста детей на основе всем известных сказок «Теремок» , «Гуси-Лебеди» , «Репка» и т. д. Комплексы заданий, представленные в книге, включают знакомство детей со сказкой , закрепление знания содержания и анализ сказки , развитие психических процессов у детей и творческую работу по мотивам сказки . Разработки авторов, дают возможность организовать разнообразную деятельность детей : инсценирование сказки с использованием масок героев, пересказ сказки с демонстрацией изображений героев на фланелеграфе, представление сказки в теневом театре с использованием контурных картинок, изготовление изображений героев сказки в технике оригами , выполнение оригинальных и интересных дидактических заданий. Логосказки авторов , направлены также на развитие полисенсорности ребенка («сказка » плюс «предметная деятельность» , развитие мелкой моторики и графических навыков.
Л. Н. Шаманская, Л. Ю. Козина предлагают пособие с рекомендациями по воспитанию нравственно-этических норм и правил, эмпатийного поведения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи . В пособии предложены формы знакомства со сказкой , работа над лексической темой недели и различными видами деятельности (театрализованной, изобразительной, музыкальной, этюдами пси-хогимнастики, коммуникативными играми и упражнениями для развития навыков общения и развития речи .
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева разработала серию сказок дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний и проб : артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики, фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков, сказки для обучения грамоте (в звуках и буквах) .
Авторские сказки учителей- логопедов Г . А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской – это логосказки-тренинги , насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями. Авторы ставят лексико-грамматические задачи : обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий.
Т. А. Ткаченко предлагает сказки с моделированным содержанием, способствующие формированию связной речи .
Все перечисленные авторы отмечают , что сказка является одним из наиболее доступных средств , для развития не только речи , но и всех сторон психической деятельности ребенка с речевыми нарушениями. У детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, а это значит, что информация, переданная посредством ярких сказочных образов , лучше усваивается ребенком. Язык сказок ритмичен , понятен, героям даны неожиданные и забавные определения, интересный сюжет сказок , привлекает внимание детей .
По мнению А. М. Поваляевой, сказочный материал для проведения логопедических занятий нужно подбирать соответственно возрасту детей , только тогда ребенок, наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка близка и интересна дошкольникам, вызывает эмоциональный отклик, развивает воображение, мышление, речь, дает образцы русского литературного языка. В атмосфере сказки дети раскрепощаются , проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, повышается эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
При использовании сказки в логопедических занятиях у детей повышается речевая активность в процессе узнавания и пересказа сказки . Дети учатся давать развернутые речевые характеристики сказочным героям , правильно оценивать взаимоотношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, понимать логику построения сюжета, сопоставлять сказки с приобретёнными знаниями.
Сказки легко запоминаются благодаря своей образности языка. Из сказки ребенок узнает много новых слов, крылатых выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты, пословицы, поговорки и другие средства образной выразительности. Соответственно, у детей совершенствуется выразительность речи , расширяется словарный запас, повышается уровень связности диалогической и монологический речи .
Для развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи сказка замечательна еще и тем, что в ней подробно излагается конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для детей с речевыми нарушениями, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, таким детям необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала повествования к его завершению. Сказка – это произведение с «ясным соотношением частей» (завязка, средняя часть , концовка, поэтому, ребенку проще усвоить основную мысль и тему произведения, его структурные части.
Логопедические занятия по развитию речи на основе сказки строятся по следующему алгоритму : слушаем, рассказываем , проживаем и сочиняем сказку . Самостоятельное сочинение сказок – самый сложный вид работы со сказкой , приближает ребенка к тому уровню монологической речи , который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Методы и формы работы со сказкой по формированию связной речи детей с ОНР разнообразны : рассказ новой или пересказ известной сказки (от 3-го или от 1-го лица, групповой, по кругу) ; придумывание продолжения или завершения известной сказки ; составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал; самостоятельное или коллективное сочинение сказки ; метод решения сказочных задач ; сравнение нескольких сказок или сказочных героев ; узнавание детьми иллюстраций; выбор любимой сказки или любимого героя сказки ; выбор самой смешной сказки или самого смешного эпизода; игры-беседы детей с персонажами сказок ; игры-драматизации; постановка сказки с помощью кукол ; рисование персонажей из сказки и др .
Чтобы поддерживать интерес детей на логопедических занятиях по сказкам , важно творчески подходить к работе со сказочными произведениями . Для этого можно предложить детям преобразовывать ход повествования : изменять сюжет сказки с помощью «волшебной палочки» , придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, делать плохих героев – хорошими и т. д. Для стимулирования речевой активности дошкольников детям предлагают придумать и задать шуточный вопрос героям сказки , написать им письмо или послать телеграмму, самостоятельно подобрать пословицу или поговорку к данной сказке , придумать новое название сказки и т . д.
Сказка в работе с детьми с речевым недоразвитием должна быть зримой, одушевленной, поэтому в работе должны обязательно использоваться средства наглядности : иллюстрации, различные настольно-печатные пособия, мини-макеты, фланелеграф, карточки с графическими символами, модели сказки , перчатки с наклеенными персонажами сказки , куклы, игрушки. Для драматизации сказки используются объемные ширмы, маски, различные видов театров - кукольный, рукавичный, картонный, теневой и т. д.
В процессе работы над сказкой важно развивать крупную и мелкую моторику старших дошкольников с общим недоразвитием речи . Для этого, рекомендуется проводить занятия по изготовлению иллюстраций к сказкам , используя работу с бумагой, фломастерами, карандашами или красками, конструирование, лепку. Включение в логопедические занятия по сказке элементов логоритмики дает наибольший эффект для развития речевых и моторных навыков детей с недоразвитием речи .
На занятиях на основе сказки должно использоваться большое количество тематических упражнений и дидактических игр, где тесно переплетаются грамматические и лексические задания, что эффективно для развития навыков построения предложений и текстов и способствует совершенствованию коррекционной работы по развитию связной речи .
Итак, А. А. Гуськова выделяет следующие задачи, которые решает сказка в работе на коррекционных занятиях с детьми с речевым недоразвитием :
1. Воспитательные задачи :
Донести в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей : воспитание любви ко всем людям и природе; расширение кругозора и представлений о мире; закладывание нравственных основ.
2. Коррекционные задачи :
Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии .
Совершенствование лексико-грамматических средств языка .
Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Развитие диалогической и монологической речи .
- Эффективность игровой мотивации детской речи .
- Взаимосвязь зрительного , слухового и моторного анализаторов.
Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры.
Исходя из вышесказанного , можно сделать вывод, что занятия на основе сказочных произведений являются эффективными средством для коррекции связной речи детей с ОНР . Занятия по сказке речи высказыванию своих мыслей речи детей . Использование связности высказывания высказывания , что делает речь детей логичной
Работа со сказкой способствует снятию напряжения и созданию положительного эмоционального фона на занятиях, что повышает мотивацию к обучению в целом.
Научное исследование литературы по данной теме позволяет сделать вывод, что сказка является эффективным развивающим , коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Образность языка сказки развивает речь , интересный сюжет сказок активизирует воображение и вызывает эмоции. Занятия по сказке позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи , формировать способности к точному высказыванию своих мыслей , повышают коммуникативную направленность речи детей . Использование сказочного материала логопедами в своей работе , значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания , что делает речь детей логичной , последовательной и развернутой.
Актуальность темы. Возможности сказок.Какие задачи решаются при использовании сказок в системе логопедических занятий. Текст сказок Г.Юдина, которые можно использовать на занятиях по обучению грамоте для выделения заданного звука из текста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование сказок на логопедических занятиях.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Возможности сказок огромны:
Рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям;
Сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов - все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятию связного текста;
Если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, доступной его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.
Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:
- Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Эффективность игровой мотивации детской речи.
- Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
- Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики).
- Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получит начальные навыки чтения.
Логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к
школе.
Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Главное выбрать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для детей. Система занятий на основе русских народных сказок для детей разных возрастов рекомендована в книге О.Б.Сизовой «Шесть шагов к развитию речи».
Занятия на основе сказок для детей 6-7 лет разработаны в книге А.А.Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».
В силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания, мышления, воображения - обязательная составляющая логопедического занятия.
Например: для детей среднего возраста можно использовать сказку
« Красная шапочка» с включенными в нее игровыми заданиям.
Для выделения заданного звука из текста на занятиях по обучению грамоте используются сказки Г.Юдина «Поэты», «Мыша-водолаз», «Генерал Гена» и т.д.
Можно включать «сказочные» задания в занятия: ребенок всегда будет рад переключиться на сказочный лад (например: дети получают письмо от Незнайки, помогают Петушку и т. д.). Для некоторых детей оптимальной является подача материала «маленькими порциями».
Для развития связной речи, воображения, творческого мышления
используются дидактические игры: «Шутку продолжи сказкой», «Салат из сказок», «Сказочные задачи» и т. д.
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки на индивидуальном логопедическом занятии логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто,
«пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На занятиях может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек.
Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.
Например: занятие по автоматизации [л] в слогах и словах можно провести на основе сказки «Репка» (смотреть конспект).
Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Три медведя» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Колобок» и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» - разными голосами.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые, прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Можно использовать отрывки хорошо знакомых детям русских народных сказок и иллюстраций к ним с необычными заданиями. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребенок должен разглядеть контурные фигуры и обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный) или выбрать для обводки изображение по своему желанию (например, обвести дедушке валенки или лапти). Это задание чрезвычайно полезно всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать похожие буквенные начертания при обучении письму.
Маленькие прописи под иллюстрациями, ориентированные на сказочный сюжет, в отличие от традиционных, требующих большей концентрации внимания, привлекут детей, которые хорошо помнят не однажды прочитанную им сказку.
Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками потренируют детей в умении координировать свои движения.
Главное, чтобы взрослый помнил: сказка для ребенка - игра, волшебство. В игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать.
Сказки Г.Юдина:
Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Почему А первая?».
ПОЧЕМУ А ПЕРВАЯ?
В комнате стоял с трашный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
Долой самозванку А! - кричали гласные буквы . - Да здравствует «Абра-кадабра» (т. е. неразбериха).
Что же это делается, а? - шипели шипящие. - Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.
Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я. Я не понимаю, почему вес же первая А не Я?!
А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово малыша начинается на А.
Это какое же такое слово? - не унималась Я
Агу, - сказала А - и, кроме того, я похожа* на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
Так! – сказал твердый знак.
Чтение сказки Г. Юдина «Про маленького паучка». (Запомнить как можно больше слов со звуком [у].)
ПРО МАЛЕНЬКОГО ПАУЧКА
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух,
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья - большие пауки - ругали и называли лодырем.
«Надо доказать всем, что я не лодырь», - решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду. «Вот обрадуются утром братья, - думал довольный паучок, - ведь это так красиво - красная паутина!»
Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.
А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь ни-
кто не знает, где он живет
Запомните слова со звуками [н, н"], которые встретятся вам в рассказе Г. Юдина «Буратиний нос».
БУРАТИНИЙ НОС
На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он - Буратино.
Сел Никита на пол, Нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.
Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита,- лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.
Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается!
Надулся Никита.
Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.
Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.
Запомните слова со звуками [м, м " ], которые встретятся вам в сказке Г, Юдина «Поэты».
ПОЭТЫ
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил: Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей...
Малины! - заорал Миша.
Да при чем здесь «малина»! Я Хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
Это тоже здорово! А теперь я сочиню... А про что?
Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы! ,
Что ты, что ты!- испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий...
Айболит!-заорал медвежонок.
Да не Айболит, а муравей- Айболит лечит зверей, а муравей - лес,
Откуда ты так много знаешь?
Кто много читает, тот много зияет! - важно ответил мышонок Мыша.
Запомните слова со звуком [л, л"], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Лисенок и лягушонок ».
ЛИСЕНОК И ЛЯГУШОНОК
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уж после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:
Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня не получалось...
Ничего! - сказал лягушонок. - Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты». Запомнить слова со звуком [б, б"], которые встретятся в сказке.
ЛЕСНЫЕ МУЗЫКАНТЫ
Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под березой и ну лупить: бум! бум! бум! Подошел барсук с баяном: Можно с тобой вместе поиграть?
Конечно, можно! - обрадовался баран.
Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядом на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли - все звери сбежались.
Нельзя ли потише?! - просят звери.
А музыканты еще громче заиграли. Тут вышла белочка:
Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.
Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.
- Если не принесете, - грозят, - так заиграем - вам же хуже будет. Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту и давай играть да орать.
Ну, - думают, - наедимся сейчас бубликов! А у бегемота шуба толстая.
Бис, - бурчит, - браво, браво! Бейте громче, ребята.
Уж ребята били, били да и оглохли сами. Бросили они инструменты, и с тех пор в лесу тишина...
Запомните слова со звуком [в, в"], которые встретятся вам в
сказке Г. Юдина «Мыша - водолаз».
МЫША-ВОДОЛАЗ
Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. «Ну, пора всплывать», -наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что всплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но верёвка разбухла и не развязывалась. ,
«Что делать?» - в отчаянии думал «водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку. Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного «водолаза» и мгновенно засосав его в дырку.
И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с Мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку.
Чтение сказки Г. Юдина «Жадная Жаба».Запомните слова сo звуком [ж], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Жадная Жаба».
ЖАДНАЯ ЖАБА
Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук и говорит Ужу: Надо бы нам крышу покрасить.
Покрасить можно, - говорит осторожный Уж. - Только какой краской? -Желтой, -важно сказал Жук. Но у нас нет желтой краски. -Ну, тогда оранжевой! И оранжевой тоже нет.
Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски. А жадная Жаба в это время ела джем из жбана.
Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждёт.
Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?
Не дам! - отвечает Жаба.- Жалко краску.
Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:
Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.
Нет у меня никакого джема!
Ах ты, ж-жадина! - рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу - прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:
Пожалейте меня, несчастную-ю! Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.
Чтение сказки «Нелетающий зонт» Г. Юдина. Запомните слова со звуком [з, з"], которые вам встретятся.
НЕЛЕТАЮЩИЙ ЗОНТ
Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит - прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.
3-з-западня, - затрясся заяц, - убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-гриб примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит...
И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер!
Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.
Давай, давай! Нажимай! - кричит заяц. - Зарядкой надо заниматься - быстрее бы бегал!
Плюнул волк. Видит - не догнать ему зайца.
Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц.
Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно! - Ах, козел! - рычит. - Нелетающий зонт продал! И весь зонт зубами разорвал.
С писок литературы:
1.Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей.//Логопед№6, 2009 с.64 - 71
2.Фесюкова Л.Б.Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста.- Харьков,1997
Людмила Галицкая
Логопедические сказки. Цикл сказок по артикуляционной моторике
Логопедическая сказка «Приключения Снежинки»
(к комплексу упражнений для отработки свистящих звуков [с], [с"], [з], [з"], [ц]). Лексическая тема : «Времена года. Зима» .
Сегодня я расскажу про приключения Снежинки.
Наступила зима. Снежинка со своими сестричками – другими снежинками жила в большой снеговой туче. («Катушка» ) Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. («Часики» ) Вдруг налетел сильный ветер и катал тучу по небу. («Качели1» )Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. («Качели2» ) Метель поднимала снежинки и кружила их быстро – быстро. («Сдуть снежинку» ) Ветер расшалившись то поднимал их вверх, то опускал вниз. («Качели3» )И так холодный северный ветер отнёс Снежинку в город. В городе зиме радуются, лепят из снега разные фигуры. Кружась, Снежинка подлетела к окну и посмотрела в него. А там ребята помогали маме по хозяйству. Она улыбнулась («Улыбка» , устроилась поудобнее на окошке («Блинчик» ) и наблюдала, как мама с детьми пекли блины и пирожки. Сначала они насыпали муки, похлопали по ней своими детскими ручками. («Накажем непослушный язычок» ) Затем они раскатывали тесто, («Расчёска» ) пекли блинчики и лепили пирожки. («Блинчик» , «Пирожок» ) Пока в печке пеклись пироги, дети отправились на улицу подышать свежим воздухом и покататься с горки на санках. («Горка» )Когда блинчики и пирожки были готовы, мама позвала детей. Они пришли с улицы, посчитали их, («Посчитай нижние зубки» , поделили и принялись кушать с вкусным вареньем («Вкусное варенье» ) и сметаной. После этого мама сказала , что уже поздно и пора спать. Дети отправились чистить зубки («Чистим нижние зубы» ) и спать. А Снежинка так и осталась украшать окошко дома, в котором жили трудолюбивые и послушные детки.
Логопедическая сказка «Приключение Ручейка»
(к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [л], [л"]) . Лексическая тема : «Времена года. Весна» .
Сегодня я расскажу про приключение Ручейка.
Наступила ранняя весна. Погода стояла замечательная. Солнышко пригревало и всё вокруг таяло. Началась весенняя капель. В овраге за маленьким домиком, в котором жила девочка Лена, протекал голубой ручеёк. Он был то широкий, то узкий. («Лопаточка» - «Иголочка» ) Как – то раз Лена сделала лодочку с парусом и пустила её в ручеёк. («Парус» ) Она очень волновалась доплывёт ли её лодочка до настоящей реки.
Лена спросила Ручеёк :
Донесёшь ли мою лодочку до реки?
Ручеёк прожурчал :
Донесу, мне помогут другие ручьи и понёс лодочку по течению вверх, вниз. («Качели» )
Вдруг ручеёк наткнулся на преграду из льда и не мог нести лодочку дальше. («Горка» ) Но солнце пригревало сильнее и лёд растаял. Понемногу в этот ручеёк стали вливаться другие ручьи. Воды в ручье стало больше и Ручеёк понёс лодочку ещё с большей силой. («Индюк» )Лодочку прижимало то к одному берегу, то другому. («Маляр» )
И, наконец, Ручеёк вынес лодочку в реку, где плыл огромный пароход. («Пароход» )Когда Лена гуляла по берегу реки, то увидела величественный пароход и свою маленькую лодочку с розовым парусом. («Пароход» - «Парус» ) Девочка была очень рада, что Ручеёк донёс её маленькую лодочку до настоящей большой реки. («Улыбка» )
Логопедическая сказка «Приключения Солнышка» (к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [р], [р"]. Лексическая тема : «Времена года.» .
Сегодня я расскажу про приключения Солнышка.
Наступило лето. Солнышко спало на мягком, пушистом облачке. («Лопаточка» ) Хмурая тучка подплыла к солнышку и сказала , что пришло время просыпаться, но ему так не хотелось вставать. Солнышко потянулось («Хоботок» , улыбнулось, («Улыбка» ) и проснулось. Лучики Солнышка осветили землю. В летнем лесу весело защебетали птички. От ночного сна пробудились животные. Природа ожила. Посмотрев вверх на голубое небо и вниз на лесную полянку, («Качели» )ему так захотелось согреть всех своим теплом и лаской. Солнышко выпустило своих солнечных зайчиков на лесных жителей. («Фокус» )
Лошадка, почувствовав тепло игриво зацокала копытами («Лошадка» ) и зафыркала. («Фырканье» )
У самой дорожки, под берёзкой подрос гриб на толстой ножке. («Грибок» )
Дятел громко застучал по стволу дерева. («Дятел» )
Комарики тонко пищали и вились у дерева. («Комарик» )
Солнышко осветило хозяйский двор.
Хозяйка красила забор. («Маляр» )
Хозяин играл на гармошке. («Гармошка» )
Весело болботал индюк. («Индюк» )
От тепла и ласки Солнышка всем было приятно и радостно на душе!
Логопедическая сказка «Приключение Капитошки»
(к комплексу упражнений для отработки шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч]) . Лексическая тема : «Времена года. Осень» .
Сегодня я расскажу про приключения Капитошки.
Наступила хмурая осень. Погода ненастная, часто идут дожди. Тучка спустилась пониже, ближе к земле. Бах! И попрыгали из тучи капельки воды – дождинки. Одним из этих дождинок и оказался Капитошка. Он прыгнул на красивый листик клёна и распластался, как блинчик на тарелочке. («Блинчик» ) Потом улыбнулся, («Улыбка» , потянулся («Бублик» , прыгнул с одного листика на другой («Качели» , с одного цветка на другой («Маляр» ). Вдруг на полянке он увидел красивые колокольчики. В чашечках колокольчиков прятались от дождя разные мошки, букашки. («Чашечка» ) Когда Капитошка хотел заглянуть в чашечку колокольчика, Цветок сказал : «Только не вспугни насекомых, которые прячутся от дождя» . Под колокольчиком было тепло и сухо. Капитошка захотел немного повеселиться. Он позвал своих сестричек Дождинок, которые прыгали по разноцветным осенним листочкам. («Лошадка» ) А Капитошка превратился в маленький фонтанчик. («Фокус» ) Все мошки, букашки испугались и вылетели из чашечек колокольчиков и спрятались под большим грибком – боровиком. («Грибок» , который от такого дождика ещё больше подрос.
Когда Капитошка со своими сестричками Дождинками наигрался, тучка подплыла поближе и позвала их обратно. («Рупор» ) они все вместе отправились в другое увлекательное путешествие.
Логопедические сказки-помощницы в коррекционном обучении детей
Известно, что дети с удовольствием слушают сказки. Они грустят и радуются вместе с их героями, с интересом следят за сюжетом, эмоционально реагируют на неожиданные повороты во взаимоотношениях персонажей. Возможности логопедических сказок при условии творческого подхода к ним настолько велики, что позволяют предлагать занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Логопедической называют сказку, текст которой максимально насыщен определенными одинаковыми (невыговариваемыми) звуками либо необходимостью совершать желаемые тренировочные движения органами речи.
Логопедические сказки оказывают помощь в работе с детьми, испытывающим трудности в речевом развитии. Они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, памяти, воображения. Материалы логопедов являются сильным коррекционным средством для любого ребёнка, происходит позитивное воздействие на личность в целом.
Логопедические сказки можно использовать достаточно широко: логопедам – на этапе автоматизации и дифференциации звуков, учителям начальной школы – на уроках чтения и развития речи; родителям – для домашней работы с детьми, посещающими логопедические занятия.
Каждая сказка нацелена на отработку определенного звука или группы звуков. Чтение сказок, беседу по их содержанию и выполнение заданий целесообразно сопровождать пальчиковым театром или заготовками-персонажами (лучше, если дети изготовят игрушки сами). Сказки должны быть небольшими по объёму и простыми по содержанию, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в понимании их содержании и пересказе.
Читая сказку, можно предложить детям (хлопок, поднятие карточки) обозначить названный звук, это способствует развитию дифференциации звуков на слух, а также проводить звуковой анализ и синтез слов.
Занятие с применением логопедической сказки происходит примерно по такой схеме:
Подготавливаются персонажи для сказки (в виде картинок, фигурок);
Взрослый читает сказку;
В процессе её прочтения ребёнок выкладывает так называемую модель – выбирает персонажей, раскладывает их на столе в желаемом порядке и взаимосоответствии;
Взрослый беседует с ребёнком согласно содержанию сказки в виде вопросов-ответов;
Взрослый с помощью заготовок-персонажей моделирует ситуации из сказки, а ребёнок пересказывает их;
Затем снова выкладываются все заготовки-персонажи, и ребёнок пересказывает сказку целиком;
Дополнительные задания целесообразно предлагать детям начальной школы, при индивидуальной работе с ними (на подгрупповых занятиях – только при условии, что каждый ребёнок будет иметь свой экземпляр текста сказки и заданий к ней).
С помощью таких сказок ребёнок не только тренируется выговаривать отдельные звуки, но и учиться связной речи с их использованием. У ребёнка развивается спонтанный словарный запас. Кроме того, при этом, кончено же, развивается воображение формируется интонационная образность речи. У ребёнка возникает чувство психологического комфорта и безопасности.
ЛУЧШИЙ ДРУГ
Чебурашка очень давно не ходил в гости к Крокодилу Гене. Он часто скучал, ведь Крокодил Гена был лучшим его другом. Чебурашка посмотрел на часы. Они показывали четверть четвёртого. Он выскочил из дома и на крылечке столкнулся с Черепашкой Чепой.
Куда ты так торопишься? – спросила его Черепашка.
Я помчался к Крокодилу Гене.
А можно я пойду с тобой? – спросила его Черепашка.
Чебурашка быстро подхватил Чепу. Чепа в знак благодарности чмокнула Чебурашку в щёчку, и они поспешили к Крокодилу Гене.
Крокодил Гена был рад гостям. Он напоил их чаем с черничным вареньем.
Задания и вопросы:
Назови слова из сказки со звуком «Ч». Произнеси их, выделяя голосом звук «Ч».
Назови слово с двумя звуками «Ч». Вспомни слова со звуком «ч» в начале, середине, в конце слова.
Попроси Чебурашку взять тебя с собой так, чтобы он тебе не отказал.
Разыграй сценку «В гостях».
Кто был лучшим другом Чебурашки.
Почему скучал Чебурашка.
Какое время показывали часы?
С кем столкнулся Чебурашка на крылечке?
О чём попросила Черепашка Чебурашку?
Как встретил гостей Крокодил Гена?
Каким вареньем Крокодил Гена угощал гостей?
Любишь ли ты принимать гостей? Любишь ли ты ходить в гости?
Чем ты хотел бы угостить своих гостей?
Что можно делать в гостях?
Как не следует вести себя в гостях?
Дополнительные задания:
Карандашом обведи и подчеркни в тексте сказки буквы «ч».
Выложи из палочек ТШНА. «Сделай» слово «ГЕНА», изменив положение одной палочки и развернув одну из букв.
Выложи из палочек НАЙ. «Сделай» слово «ЧАЙ», изменив положение одной палочки.
Выложи из палочек слово ДАР, прочти его справа налево. Что у тебя получилось?