Последовательность развития видов генетической памяти у младенцев. Память у грудничков: этапы развития и особенности. Что же запоминают дети

Может ли такое быть? Малыши действительно все забывают или у них включается защитный механизм - „блокировка” негативных моментов? Память ребенка избирательна и эмоционально окрашена. Потому вряд ли малыш забудет вас за 1-2 месяца, ведь мама - это самый первый эмоциональный стимул крохи. Да, бывает так, что дети как бы обижаются на маму и после приезда какое-то время не хотят к ней подходить. Но такое поведение, скорее всего, продиктовано не забывчивостью, а другими мотивами.

Причины детского поведения. Можно предположить, что в данном случае есть реакция на прерывание контакта с матерью. В этой психологической ситуации выделяют 3 фазы: протест, отчаяние, отчуждение. Малыш воспринимает разлуку как опасность, угрозу жизни, и это вызывает у него страх. Если расставание с мамой затягивается, то кроха может реагировать апатией, это своего рода торможение психических процессов из-за пережитой эмоциональной травмы. У детей в таких ситуациях вырабатывается психологическая защита - отрицание. Впоследствии это может переноситься и во взрослую жизнь, когда человек отрицает вызывающие тревогу обстоятельства, заглушает внутренние импульсы, не признает черты характера, которые при этом очевидны для окружающих. Такие черты закладываются до 1,5 лет.

Совет родителям при разлуке. Компенсируйте расставание повышенной заботой, вниманием при встрече, акцент - на объятиях и телесном контакте. По приезде возьмите малыша на руки и качайте, как если бы он лежал у вас в животике и качался в околоплодных водах. Даже для взрослых людей применяют это психотерапевтическое упражнение, которое имитирует материнскую утробу и состояние безмятежного покоя. Вы увидите, что через какое-то время стресс уйдет, у ребенка нормализуется психологическое состояние, а ваш эмоциональный контакт с малышом будет восстановлен.

Память ребенка: люди обычно не помнят своего детства до 3–4 (а иногда и до 5) лет

Есть несколько версий об утрате детских воспоминаний.

Воспоминания детства смутные и фрагментарные из-за несовершенства нервной системы. У деток нервные волокна еще не покрыты специальной оболочкой, делающей переходы импульсов от клетки к клетке более точными, целенаправленными и быстрыми. Сами нервные клетки имеют еще мало рефлекторных связей, благодаря которым формируется память ребенка. Полностью завершается формирование нервной системы к 7 годам.

Еще одна теория подарена нам З. Фрейдом, она полностью психологическая. Фрейд связывал детскую амнезию с вытеснением впечатлений сексуального и агрессивного характера из сознания ребенка. Такая амнезия относится лишь к периоду сексуального становления в возрасте 2–4 лет.

Также есть версия, что детские воспоминания столь немногочисленны по причине безличностного восприятия действительности. То есть ребенок просто наблюдает окружающие его события, не связывая их со своей личностью, не анализируя и не оценивая, и поэтому запоминаются как раз те эпизоды, которые эмоционально затрагивают малыша или приносят ему новый опыт.

Память ребенка формируется к школе, и до этого возраста специально тренировать ее не нужно

Память ребенка начинает „работать” уже с 3 месяцев и постепенно „нарабатывается”. Ее нужно тренировать с рождения через игру, через эмоционально окрашенные образы, детали, с помощью развития мелкой моторики. Особое внимание следует уделить развитию внимания. Осмысленное запоминание появляется у детишек примерно в 4–5 лет. В 5–7 лет начинает работать произвольная память ребенка: когда малыш уже может специально запомнить, а потом вспомнить нужную информацию, если ставит себе такую цель.

До 3 лет дети обычно не могут удержать в памяти что-то вне конкретных действий, поэтому в это время с ними лучше играть в сюжетные игры, например в „магазин”, и в процессе предлагать запоминать покупки, просить принести подряд несколько вещей. Так детки научатся строить и запоминать логические цепочки. Есть и специальные игры и упражнения для тренировки памяти.

Запоминаем животных. Эта веселая игра позволит вам раскрыть свои актерские таланты и от души посмеяться. Изобразите, как ходит мишка: „Мишка косолапый (изображаем, как идет топтыгин) по лесу идет, шишки собирает, песенки поет”, как летают гуси: „Гуси-гуси - га-га-га, полетели на луга (изображаем, как летят гуси), пощипали травку (приседаем, щипаем руками „травку”), прыгнули в канавку (подпрыгиваем)”. Затем предложите и малышу показать, как же ходит мишка.

Вспомни, где лежало. Для самых маленьких подойдет такая игра - разложите игрушки по разным коробкам. Машинки - в одну, конструктор - в другую, животных - в третью. Потом вынимайте из каждой коробки по одному предмету и раскладывайте их на столе. Спросите: „В какой коробке лежал этот предмет? Положи его обратно”. Пусть малыш вспомнит нужную коробочку.

Для ребятишек постарше усложните задание. Разложите на столе несколько разных предметов, пусть малыш глядит на них в течение 3–5 секунд. Затем попросите ребенка выйти из комнаты, поменяйте вещи местами, а один предмет уберите. Задача малыша - вспомнить и назвать предмет, которого не хватает.

Стихи. Когда читаете детские стихи, делайте в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка самостоятельно закончить фразу. Так возникает диалог в стихах и хорошо развивается память ребенка - малыш учится запоминать рифмы.

Домашний театр. Проигрывайте с детками известные сказки, например „Колобок”, „Репка”, „Три медведя” и т.д. Постепенно карапуз запомнит всех персонажей и их реплики.

Пальчиковые игры. Очень полезны для развития памяти. Это могут быть и пересыпание круп, и мозаика, и детский пальчиковый кукольный театр - лишь бы малышу нравилось (только не оставляйте ребенка одного с мелкими деталями, будьте рядом с крохой, чтобы он не потянул их в рот).

Память ребенка лучше, чем у взрослых

Память у детей и взрослых разная. Малыши легче запоминают, но быстрее забывают. Так что любое сравнение некорректно. Память ребенка носит непроизвольный, непреднамеренный, избирательный характер и тесно связана с ощущениями и восприятием. Поэтому детишки легче запоминают что-то наглядное, яркое, интересное.
Малыши лучше запоминают с помощью тактильных ощущений, когда могут потрогать, поиграть с предметами. Детки иногда путают образы памяти с образами воображения: так возникает непреднамеренна ложь. Наиболее развита двигательная, образная, эмоциональная память ребенка, слабее - словесная: кроха лучше запоминает предметы и картинки, эмоциональные рассказы и описания.
Дошколята быстро запоминают стишки, считалки, смешные скороговорки на основе „ассоциаций”, но при пересказе малышом знакомых сказок и рассказов включается логическое мышление. Поэтому так важно чаще читать вместе со своим малышом.

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.

Текст: Юлия Лебедева, консультант - Светлана Гарипова, врач-психиатр, врач-психотерапевт, исполнительный директор Башкирского отделения Российской психотерапевтической ассоциации, руководитель Центра клинической психотерапии и психологии г. Уфы

Может ли такое быть? Малыши действительно все забывают или у них включается защитный механизм - „блокировка” негативных моментов? Память ребенка избирательна и эмоционально окрашена. Потому вряд ли малыш забудет вас за 1-2 месяца, ведь мама - это самый первый эмоциональный стимул крохи. Да, бывает так, что дети как бы обижаются на маму и после приезда какое-то время не хотят к ней подходить. Но такое поведение, скорее всего, продиктовано не забывчивостью, а другими мотивами.

Причины детского поведения. Можно предположить, что в данном случае есть реакция на прерывание контакта с матерью. В этой психологической ситуации выделяют 3 фазы: протест, отчаяние, отчуждение. Малыш воспринимает разлуку как опасность, угрозу жизни, и это вызывает у него страх. Если расставание с мамой затягивается, то кроха может реагировать апатией, это своего рода торможение психических процессов из-за пережитой эмоциональной травмы. У детей в таких ситуациях вырабатывается психологическая защита - отрицание. Впоследствии это может переноситься и во взрослую жизнь, когда человек отрицает вызывающие тревогу обстоятельства, заглушает внутренние импульсы, не признает черты характера, которые при этом очевидны для окружающих. Такие черты закладываются до 1,5 лет.

Совет родителям при разлуке. Компенсируйте расставание повышенной заботой, вниманием при встрече, акцент - на объятиях и телесном контакте. По приезде возьмите малыша на руки и качайте, как если бы он лежал у вас в животике и качался в околоплодных водах. Даже для взрослых людей применяют это психотерапевтическое упражнение, которое имитирует материнскую утробу и состояние безмятежного покоя. Вы увидите, что через какое-то время стресс уйдет, у ребенка нормализуется психологическое состояние, а ваш эмоциональный контакт с малышом будет восстановлен.

Память ребенка: люди обычно не помнят своего детства до 3–4 (а иногда и до 5) лет

Есть несколько версий об утрате детских воспоминаний.

Воспоминания детства смутные и фрагментарные из-за несовершенства нервной системы. У деток нервные волокна еще не покрыты специальной оболочкой, делающей переходы импульсов от клетки к клетке более точными, целенаправленными и быстрыми. Сами нервные клетки имеют еще мало рефлекторных связей, благодаря которым формируется память ребенка. Полностью завершается формирование нервной системы к 7 годам.

Еще одна теория подарена нам З. Фрейдом, она полностью психологическая. Фрейд связывал детскую амнезию с вытеснением впечатлений сексуального и агрессивного характера из сознания ребенка. Такая амнезия относится лишь к периоду сексуального становления в возрасте 2–4 лет.

Также есть версия, что детские воспоминания столь немногочисленны по причине безличностного восприятия действительности. То есть ребенок просто наблюдает окружающие его события, не связывая их со своей личностью, не анализируя и не оценивая, и поэтому запоминаются как раз те эпизоды, которые эмоционально затрагивают малыша или приносят ему новый опыт.

Память ребенка формируется к школе, и до этого возраста специально тренировать ее не нужно

Память ребенка начинает „работать” уже с 3 месяцев и постепенно „нарабатывается”. Ее нужно тренировать с рождения через игру, через эмоционально окрашенные образы, детали, с помощью развития мелкой моторики. Особое внимание следует уделить развитию внимания. Осмысленное запоминание появляется у детишек примерно в 4–5 лет. В 5–7 лет начинает работать произвольная память ребенка: когда малыш уже может специально запомнить, а потом вспомнить нужную информацию, если ставит себе такую цель.

До 3 лет дети обычно не могут удержать в памяти что-то вне конкретных действий, поэтому в это время с ними лучше играть в сюжетные игры, например в „магазин”, и в процессе предлагать запоминать покупки, просить принести подряд несколько вещей. Так детки научатся строить и запоминать логические цепочки. Есть и специальные игры и упражнения для тренировки памяти.

Запоминаем животных. Эта веселая игра позволит вам раскрыть свои актерские таланты и от души посмеяться. Изобразите, как ходит мишка: „Мишка косолапый (изображаем, как идет топтыгин) по лесу идет, шишки собирает, песенки поет”, как летают гуси: „Гуси-гуси - га-га-га, полетели на луга (изображаем, как летят гуси), пощипали травку (приседаем, щипаем руками „травку”), прыгнули в канавку (подпрыгиваем)”. Затем предложите и малышу показать, как же ходит мишка.

Вспомни, где лежало. Для самых маленьких подойдет такая игра - разложите игрушки по разным коробкам. Машинки - в одну, конструктор - в другую, животных - в третью. Потом вынимайте из каждой коробки по одному предмету и раскладывайте их на столе. Спросите: „В какой коробке лежал этот предмет? Положи его обратно”. Пусть малыш вспомнит нужную коробочку.

Для ребятишек постарше усложните задание. Разложите на столе несколько разных предметов, пусть малыш глядит на них в течение 3–5 секунд. Затем попросите ребенка выйти из комнаты, поменяйте вещи местами, а один предмет уберите. Задача малыша - вспомнить и назвать предмет, которого не хватает.

Стихи. Когда читаете детские стихи, делайте в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка самостоятельно закончить фразу. Так возникает диалог в стихах и хорошо развивается память ребенка - малыш учится запоминать рифмы.

Домашний театр. Проигрывайте с детками известные сказки, например „Колобок”, „Репка”, „Три медведя” и т.д. Постепенно карапуз запомнит всех персонажей и их реплики.

Пальчиковые игры. Очень полезны для развития памяти. Это могут быть и пересыпание круп, и мозаика, и детский пальчиковый кукольный театр - лишь бы малышу нравилось (только не оставляйте ребенка одного с мелкими деталями, будьте рядом с крохой, чтобы он не потянул их в рот).

Память ребенка лучше, чем у взрослых

Память у детей и взрослых разная. Малыши легче запоминают, но быстрее забывают. Так что любое сравнение некорректно. Память ребенка носит непроизвольный, непреднамеренный, избирательный характер и тесно связана с ощущениями и восприятием. Поэтому детишки легче запоминают что-то наглядное, яркое, интересное.
Малыши лучше запоминают с помощью тактильных ощущений, когда могут потрогать, поиграть с предметами. Детки иногда путают образы памяти с образами воображения: так возникает непреднамеренна ложь. Наиболее развита двигательная, образная, эмоциональная память ребенка, слабее - словесная: кроха лучше запоминает предметы и картинки, эмоциональные рассказы и описания.
Дошколята быстро запоминают стишки, считалки, смешные скороговорки на основе „ассоциаций”, но при пересказе малышом знакомых сказок и рассказов включается логическое мышление. Поэтому так важно чаще читать вместе со своим малышом.

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.

Текст: Юлия Лебедева, консультант - Светлана Гарипова, врач-психиатр, врач-психотерапевт, исполнительный директор Башкирского отделения Российской психотерапевтической ассоциации, руководитель Центра клинической психотерапии и психологии г. Уфы

Память у новорожденных будет развиваться в несколько этапов. Это постепенный процесс, и нет конкретного возраста для определения полного развития памяти:

Время своего рождения, новорожденный записал у себя в уме, но на самом деле, он совсем не понимал, что с ним происходит. Узнавать ваш голос он начал уже на третьем триместре беременности. Корме голоса малыш с самого рождения распознает еще и ваш запах.

Будет уметь распознать ваше лицо среди незнакомцев уже через четыре дня после рождения. В ближайшее время, малыш начнет распознавать и папу, если он был рядом с вами во время беременности.

Этапы развития памяти новорожденного

В один или два года он будет помнить некоторые факты и слова, но они не будут связаны между собой, у ребенка еще нет собственного опыта. Он будет распознавать и других членов семьи, когда будет видеть их. На самом деле, как ваш новорожденный подрастет, он может удивлять вас тем, насколько много он помнит.

Будет в состоянии запоминать факты и события, которые с ним произошли. Это может быть поход в зоопарк с бабушкой или посещение качелей с папой.

Особенности запоминания у новорожденных

Так, память у детей формируется с обретением опыта (иногда и раньше) рождения. Каждое событие будет откладываться у него в памяти. Ребенок не сможет запомнить все свои переживания, через которые он прошел в раннем возрасте, но они, конечно же, оказывают влияние на развитие его способностей и возможности запоминать вещи.

Память ребенка тесно связана с теми вещами, которые он видит каждый день или просто часто. Если дети часто видят свою бабушку например, они быстро запоминают и могут отличить среди множества других. Эта способность вспоминать людей, которых ребенок раньше видел, дает ему чувство опасения к незнакомцам. Как правило, около восьми-девяти месяцев, ребенок может начать ощущать тревогу рядом с незнакомыми людьми.

Новорожденный, вероятно, будет в состоянии копировать часто происходящие вокруг него действия. В очередном исследовании ученый поднял три пальца вверх, чтобы увидеть, как группа детей будет реагировать на его действие. Некоторые из детей вспомнили и скопировали его движение в точности также, прежде чем могли сказать какие-либо слова!
По мере развития новорожденного, вещи, которые происходили с ним раньше, он сравнивает с теперешним. Затем малыш начинает использовать обретенный опыт, чтобы сформировать свои догадки будущем.

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К первому году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение -восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует и на других близких людей. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие громко плачут.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый "страх расставания" - грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла). Забегая вперед, отметим, что страх расставания обостряется на втором году жизни, между 15 и 18 месяцами, а затем постепенно ослабевает.

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу первого года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий его предмет, дотянуться до шкафа или полки, достать вазочку или кастрюлю, рассмотреть картину и т.д. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок, показывая, что он хочет получить, куда ему необходимо забраться и т.п.

Первая способность памяти малыша – узнавание. В раннем возрасте малыш способен соотносить новые ощущения и уже полученный опыт. Давайте разберем.

К примеру, малышу дали новую куклу, он ее внимательно изучил. На следующий день он ее сможет узнать.

Уже в три – четыре месяца маленький узнает игрушку, которую показал ему взрослый, и предпочтет ее всем остальным.

В четыре месяца малыш узнает знакомое лицо, и отличает его от незнакомца.

Интересный опыт. Любимую игрушку прячут под одной из 2-ух тряпочек, одинаковых по цвету.

Немногие детки в восемь месяцев смогут найти игрушку через одну секунду. В один годик все малыши найдут игрушку, через одну – три секунды, после того как ее спрячут.

Большая часть деток вспоминает даже через семь секунд, где – же спрятана любимая игрушка.

После восьмимесячного возраста у малышей появляется воспроизведение. То есть образ восстанавливается в памяти, когда нет похожего объекта рядом.

Малыши проявляют «осознанную» память примерно в период второго полугодия.

Интересно, что как такового перехода от бессознательной к осознанной памяти не происходит. Два вида памяти соединяются между собой.

Ко второму полугодию начинается развитие навыков, относящиеся к сознательной памяти.

В период девяти – двенадцати месяцев малыши повторяют «алгоритм» действий взрослого, даже если пройдет небольшое время после «показа».

В этот же период происходит развитие оперативной памяти. Она служит для удержания информации и работы с ней.

Другая информация по теме


  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 1)

  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 4)

  • Игрушки

  • Учимся общаться правильно! (от 3 до 6 месяцев)

  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 3)