Педагогический проект «Как привлечь ребёнка к чтению? Чтение: умеет, но не любит. Как заинтересовать ребенка? Как увлечь ребенка чтением в 6 лет

Татьяна Замыслова
Педагогический проект «Как привлечь ребёнка к чтению?»

Вид проекта : по доминирующей деятельности : практико–ориентированный;

по количеству участников : семейный;по продолжительности : долгосрочный.

Проблема

В настоящее время с каждым годом все больше и больше утрачиваются традиции чтения . Книга оказывается вытесненной современными технологиями, интерес к ней постепенно утрачивается. Эта проблема осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная. Тенденция падения интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым. Данная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры : увеличивается количество людей не читающих или читающих лишь от случая к случаю, утрачиваются традиции семейного чтения , снижается интерес к печатной прессе, растёт невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения . … Как следствие ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности, снижаются до минимума затраты интеллектуальных усилий при чтении .

Таким образом, вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых открытых сегодня. И наша семья не исключение. Несмотря на то, что приобщать к чтению свою дочь мы начали с раннего детства, сейчас наблюдаем снижение интереса к книге. Изучив проблему, мы выделили несколько причин :

Взрослые всё меньше и меньше находят время на чтение книг и общение с ребёнком . Как следствие, ребёнок быстро находит книге и чтению замену , переключая своё внимание на объекты и виды деятельности, чьего – либо посредничества.

Недостаточная компетентность в вопросе привития интереса к книге , недостаточная осознанность важности этой задачи для формирования полноценной личности.

Не совсем грамотное руководство родителей данным процессом (бессистемность, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, безэмоциональность и т. д).

Изучив проблему и осознав причины снижения интереса к чтению , мы разработали и реализовали проект «Как привлечь ребёнка к чтению . Возможно, наш опыт по привлечению ребёнка к чтению пригодится другим семьям.

Актуальность

«Книга – источник знаний» гласит : «Чтение – вот лучшее учение » , , и Чтение развивает речь Чтение развивает душу , уча сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Процесс общения ребёнка с книгой – это процесс становления в нём личности. Желательно, чтобы книга вошла в мир ребёнка как можно раньше , с целью - обогащения детского мира. Книга способна сделать детский мир интересным, полным и подарить радость от волшебных и необычайных открытий, объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Ребёнок должен любить книгу , тянуться к ней.

Первые шаги в мир художественной литературы маленький читатель делает в дошкольном возрасте. Проводниками для детей становятся взрослые и, в первую очередь, родители. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения , к литературе вырабатывается у ребёнка .

привычку привлечь ребёнка к чтению в нашем современном мире? Как формировать устойчивый интерес к книге? на эти вопросы мы попытались найти ответы в рамках проекта «Как привлечь ребёнка к чтению .

Цель проекта : приобщение ребёнка к книжной культуре

Задачи проекта :

1. Формировать художественный вкус и предпочтения .

2. Повышать интерес ребенка к художественной литературе.

3. Разработать систему работы с книгой.

4. Повышать компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка .

5. Возрождать традиции домашнего чтения .

6. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, общении с взрослыми) .

7. Воспитывать у ребёнка любовь и бережное отношение к книгам.

8. Обобщать и распространять семейный опыт.

Этапы проекта

Организационный этап.

Изучение литературы по проблеме привлечения ребёнка к чтению .

Определение цели и постановка задач для реализации поставленной цели.

Определение прогнозируемого результата.

Подбор методов и приёмов для достижения поставленных задач.

Разработка модели взаимодействия всех участников проекта .

Составление плана осуществления проекта .

Практический этап

Введение опыта ежедневного чтения книг .

Проведение тематических вечеров :

Вечер сказок «Посидим – послушаем» ;

Вечер стихов «Волшебные страницы» ;

Вечер народного фольклора «Тень, тень, потетень…» ;

Вечер загадок «Загадки из сказки» .

Проведение бесед : , «Любимые книги мамы и папы» , «Мои книжки» , .

Создание альбомов «В гостях у сказки» и «Книжкины загадки» .

Организация просмотра мультфильмов по мотивам литературных произведений.

Подбор имеющихся игр : пазлы, кубики, настольные игры по мотивам литературных произведений.

Организация экспериментальной деятельности «Какие бывают книги»

Организация практической деятельности «Книжку – малышку мы сделаем сами»

Включение театрализованные игры (игр – драматизации и игр с фигурками разных видов настольного, пальчикового и кукольного театра) по текстам знакомых литературных произведений.

Сюжетные игры «Книжный магазин» , «Книжкина больница» .

Дидактические игры

Заключительный этап

Обобщение и презентация опыта по привлечению ребёнка к чтению на родительском собрании и сайте группы «Буратино» детского сада.

Создание собственной библиотеки ребёнка .

План осуществления проекта (основной этап)

Совместная деятельность родителей и ребёнка

ежедневно :чтение книг с последующим обсуждением содержания.

Понедельник :беседы : «Что читали мама и папа когда были маленькие» , «Любимые книги мамы и папы» , «Мои книжки» , «Мой любимый сказочный герой» .

Вторник :продуктивная деятельность : рисование по мотивам литературных произведений, лепка, аппликация

Среда :тематические вечера :

Вечер сказок «Посидим – послушаем» ;

Вечер стихов «Волшебные страницы» ;

Вечер народного фольклора «Тень, тень, потетень…» ;

Вечер загадок «Загадки из сказки» .

Четверг : сюжетные игры «Книжный магазин» , «Книжкина больница» .

Пятница : включение театрализованные игры (игр – драматизации и игр с фигурками разных видов настольного, пальчикового и кукольного театра) по текстам знакомых литературных произведений.

Суббота :практическая и экспериментальная деятельность

Воскресенье :воскресный кинозал

Описание методов и приёмов

Известны определенные методы, способствующие формированию интереса к литературе и чтению книг в дошкольном возрасте. Ими должны овладеть родители.

1. Выразительное чтение вслух .

Способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила : четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например : «Василиса Премудрая» , «Иван-царевич и серый волк» Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2. Заучивание наизусть. Это дословная передача текста. Для стимулирования желания учить стихи можно награждать сладкими призами.

3. Игры-драматизации. Игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания литературных текстов. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

4. Иллюстрирование. Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению , но и творческих способностей, фантазии, воображения.

Фольклор народов мира

Про Иванушку-дурачка. Обраб. М. Горького; Лисичка-сестричка и волк. Обраб. М. Булатова; Зимовье. Обраб. И. Соколова-Микитова; Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Обраб. А. Н. Толстого; Журавль и цапля. Обраб. В. Даля; Лиса и козёл. Обраб. О. Капицы; Лисичка со скалочкой. Обраб. М. Булатова; Жихарка. Обраб. И. Карнауховой; Чудесные лапоточки. Небывальщина. Обраб. Н. Колпаковой.

Разных народов

Мордовская. Как собака друна искала. Обраб. С. Фетисова; Украинская. Колосок. Обраб. С. Могилевской; Английская. Три поросёнка. Пер. С. Михалкова; Немецкие. Из сказок братьев Гримм : Заяц и ёж. Бременские музыканты. Пер. А. Введенского; Японские : Врун. Ивовый росток. Пер. Н. Фельдман.

Произведения поэтов и писателей России

Повести и рассказы

В. Бианки. Подкидыш; А. Введенский. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке (главы из книги) ; В. Вересаев. Братишка; С. Воронин. Воинственный Жако; Л. Воронкова. Как Алёнка разбила зеркало (главы из книги «Солнечный денёк» ); В. Драгунский. Тайное становится явным; Р. Зелёная, С. Иванов. Ворона; М. Зощенко. Глупая история. Показательный ребёнок ; Е. Ильина. Чик-чик ножницами; Ю. Казаков. Зачем мыши хвост; Н. Носов. Заплатка. Затейники; Л. Пантелеев. На море (главы из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке» ); Е. Пермяк. Торопливый ножик; М. Пришвин. Журка. Ребята и утята; Н. Романова. Котька и птичка. У меня дома пчела; Я. Сегель. Как я был обезьянкой; Н. Сладков. Неслух; Е. Чарушин. Почему Тюпу прозвали Тюпой. Почему Тюпа не ловит птиц. Лисята. Воробей.

Литературные сказки

В. Авенариус. Капелька; М. Горький. Воробьишко; Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост; Т. Александрова. Светофорчик; В. Бианки. Первая охота; Ю. Дмитриев. Что такое лес; С Козлов. Как ослику приснился страшный сон. Зимняя сказка; М. Москвина. Что случилось с крокодилом?; Э. Мошковская. Чужая морковка. Вежливое слово; Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей (главы из книги) ; В. Осеева. Волшебная иголочка; Г. Остер. Одни неприятности. Эхо. Хорошо спрятанная котлета; Д. Самойлов. У слонёнка день рождения; Р. Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках; Г. Цыферов. В медвежачий час (главы из книги) ; В. Чирков. Что натворило «Р» .

Произведения поэтов и писателей разных стран.

Повести и рассказы

Л. Берг. Пит и воробей; С. Вангели. Подснежники; И. и Л. Сандберг. Мальчик и сто автомобилей; Д. Эдвардс. Шалунья-сестричка.

Литературные сказки.

Г. Х. Андерсен. Огниво. Стойкий оловянный солдатик; Э. Аттли. Про маленького поросёнка Плюха; А. Баллинт. Гном Гномыч и Изюминка; Д. Биссет. Вступление. Про поросёнка, который учился рычать на тигров; Э. Блайтон. Знаменитый утенок Тим; Х. А. Ланглесия. Крокодиловы слёзы; А. Милн. Винни Пух и все-все-все; Д. Радович. Крокодил; Дж. Родари. Собака, которая не умела лаять (из книги «Сказка, у которой три конца» ); Э. Хогарт. Мафин и его весёлые друзья; Т. Эгнер. Приключения в лесу Ёлки-на-горке.

Для заучивания наизусть.

«Дед хотел уху сварить.» , «Ножки, ножки, где вы были?» , рус. нар. песенки;

А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» );

М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный» (из стихотворения «Казачья колыбельная» );

3. Александрова. «Елочка» ;

А. Барто. «Я знаю, что надо придумать» ;

Ю. Кушак. «Олененок» ;

Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики.» ;

В. Орлов. «С базара» , «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя) ;

Н. Пикулева. «Пять котят спать хотят.» ;

Е. Серова. «Одуванчик» , «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы» ); «Купите лук.» , шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

Приложение 2.

Творческая работа

семьи Егоровых

«Наш опыт привлечения

ребёнка к чтению »

«Книга – источник знаний» - это выражение знакомо нам еще с детства. Никто не будет отрицать огромного значения книги в жизни человека. Народная мудрость гласит : «Чтение – вот лучшее учение » , «Испокон века книга растит человека» , «Кто много читает, тот много и знает» . Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. В процессе общения с книгою маленький человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и : учится думать, анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение развивает речь , делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу , уча сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

В нашей семье всегда много читали и, при возможности, составляли семейную библиотеку. Эту привычку мы стараемся передать и нашей дочке Соне. Но как привлечь ребёнка к чтению в нашем современном мире? Возможно, наш опыт пригодится и другим семьям.

Читать Соне мы начали с самого раннего возраста. При этом мы дополнительно применяли такой метод. Читая дочке перед сном, сохраняли контакт рука рука, незначительно массируя ладонь. Прикосновения любящего родителя всегда на пользу ребенку. Кроме того, массаж положительно сказывается на нервной системе. Импульсы, поступающие от кожных рецепторов ладони в кору головного мозга, помогают развиваться расположенным там отделам. Это визуально заметно : ребенок становится спокойнее и…внимательнее. Нашей дочке очень нравились такие «игры» с чтением и прикосновением , времени они много не занимают, а польза – огромная.

Буквально через месяц после начала предсонной практики чтения мы заметили , что девочка стала слушать с большим интересом, «гудеть» голосом, делать плавные движения ручками, сжимать пальчики в такт нашему прикосновению, и глаза ее выражали осмысление.

По сути, этот метод изобретен много лет назад (его автор – народ) . Суть его в материнском фольклоре (колыбельные песни, частушки, прибаутки) . Тот же метод использовали и мы, разнообразив его детской книгой и прикосновениями.

Чтение перед сном – отличный, практически освоенный метод привития ребенку интереса к чтению и его всестороннего умственного развития.

Если хотите, чтобы дети читали – читайте сами. Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя. Дети обязательно будут брать с вас пример. Когда Соне было 3 года, уже готовясь ко сну лежа в своей постельке, спросила : что вы там читаете? Тогда мне пришла на ум идея. Я сказал «сейчас ты узнаешь» и, незаметно подменив историческую книгу на детскую сказку «Три поросёнка» .

Сонечка заинтересовалась, перестала «взбивать» одеяло, притихла и «обратилась в слух» . На следующий вечер я получила просьбу требование, обрадовавшую меня искренне : «мама, почитай» . Я прочитала вслух снова.

На следующий день мы поэкспериментировали снова, только в роли чтеца был папа. Вот так, по очереди «с мамой и с папой» в нашей семье появилась хорошая семейная традиция – чтение перед сном . Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа) . Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

В процессе чтения Соня стала задавать всё больше и больше вопросов. Всей семьёй с книгой в руках мы разбирали поступки сказочных героев, проводили параллели с взрослыми людьми и поступками, анализировали финал произведения.

Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям . Соня жаждала их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

Чтение книги мы чередовали с игровыми моментами : разыгрывали по ролям диалог, сценки из книжки и др.

Также мы «рисовали» сказку. Например : при прочтении сказки «Колобок» я рисовала на листе бумаги дорожку, на дорожке последовательно по ходу сказки появлялись герои сказки - заяц, волк, медведь и лиса. В следующий раз по этой картинке Соня сама рассказывала сказку, сначала при моей помощи, а потом самостоятельно. У нас в семье хранится альбом с такими «иллюстрациями» , который постоянно пополняется. Дочка любит и сама рисовать своих любимых героев книг.

Чтобы чтение стало интересным и занимательным для ребёнка , нельзя оставить без ответа два важных вопроса «что читать» и «как читать» . Каждому возрасту – своя книга. Конечно, детская литература довольно разнообразна, но наша семья ориентируется на классику детской литературы, на книги, проверенные временем. Детские книги для самых маленьких (от года до трёх) должны быть небольшими по формату, с яркими и понятными картинками. Для таких малышей лучше всего подойдут истории, в которых действуют знакомые ребёнку персонажи – люди , животные и даже предметы, ведь маленькие дети всю окружающую реальность воспринимают как живую и одушевленную. Поэтому они так любят сказки о животных, чем охотно пользуются авторы детских книг для самых маленьких. Малышам можно почитать коротенькие стихи Агнии Барто – это как раз классика детской литературы для этого возраста. К тому же, дети до трёх лет хорошо воспринимают стихотворный текст. Охотно слушают малыши и народные сказки с ритмичным, повторяющимся сюжетом : «Теремок» , «Репка» , «Курочка Ряба» . К трём годам у детей заметно увеличивается словарный запас, что позволяет подбирать для них более сложную детскую литературу. Трехлетние дети с удовольствием слушают стихи Чуковского и Маршака и очень любят русские народные сказки о животных.

Как же заставить ребенка внимательно слушать текст, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний? В нашей семье мы применяли следующий приём : читая нечто очень занимательное для дочки, на самом интересном месте прерывались, делали вид, что вспомнили про неотложное дело или у нас сел голос.

Находить интонацию нужно по ситуации. С передачей читаемого вслух текста, живость речи, интонационное соответствие проявляется в ситуации общения. Также мной применяется прием чтения по ролям . Например, при чтении сказки «Три медведя» папа – Михаил Потапович, мама – Настасья Петровна, Соня – Мишутка.

А для того, чтобы чтение захватывало и увлекало мою дочь, между прочитанными текстами я ввожу загадки и игровые формы с загадками. Этот жанр художественной литературы дети любят. Им нравится разгадывать загадки, придумывать самим. Например : при чтении сказки «Зимовье зверей» , когда волк забрался в избу, он там встретил…я загадываю загадку про одного из героев, а Соня догадывается про кого.

Часто, приходя в детскую комнату, я беру из шкафа (со стола) книги и перебираю их. Это могут быть книжки давно позабытые, или недавно прочитанные – не важно. Перелистывая их – читаю, останавливаюсь на интересном месте. Так мы нашли много старых и современных книг, которые захотелось перечитать снова. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажала, чтобы проверить, как Соня запомнила прочитанный текст. Рассказывала и показывала книги своего детства, делилась своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги , сопоставляла свои и Сонины впечатления.

По возможности мы покупаем книги полюбившихся дочке авторов и собираем её личную библиотеку.

Ещё прием, заслуживающий внимания. Разложите книжки в раскрытом виде (иллюстрации) и «случайно забудьте» их в детской комнате. На подоконнике, на кровати, на столе. Ребенок, увидев картинку, озадачивается вопросом, к примеру, «почему у слона большие уши» . Просит объяснить, а нередко и самостоятельно пытается найти ответ в книге.

Читайте ребенку книжки вслух, не жалейте на это времени и сил. По собственному опыту знаю – трудно только начать. Чтение вслух делает ребенка любознательным, отвлекает от телевизора и компьютера, на интересных литературных примерах учит жизни. Совместное чтение и сопереживание сблизили нас с дочерью. Надеюсь, она будет помнить эти моменты всю жизнь (как они не забываемы для нашей семьи) .

Вас беспокоит, что ваш ребенок не любит читать, зато часами сидит за компьютерными играми или гипнотизирует телевизор? Естественно, как сознательного и любящего родителя, который хочет, чтобы его отпрыск рос всесторонне развитым и многогранным, вас это беспокоит! Но как же сделать так, чтобы ваше желание привить любовь к литературе реализовалось в вашем чаде?

Вспомните себя в его (ее) возрасте. Дети, они ведь во все времена дети, а ваш ребенок – это уменьшенная копия вас самих, только модифицированная – адаптированная под мир новых технологий.

В то время как вы бегали по двору с друзьями, играя в «казаки-разбойники», нынешние дети предпочитают бегать пассивно – сидя за компьютером и с не меньшим увлечением играют в «Дум», «Сталкер» и т. д.

Вот именно из этой ситуации мы можем извлечь большую пользу, как бы странно это ни звучало! Как правило, родители начинают беспокоиться о нечитабельности своих чад, когда тем исполняется около 12-13 лет – самый противоречивый возраст. Подросток начинает всеми силами сопротивляться идеям родителей и считает, что они, как элемент безнадежно отсталый в своем прошлом, не могут привнести в их жизнь ничего стоящего, да и вообще: «Ты ничего не понимаешь, сейчас все по-другому!». А ведь вы тоже когда-то говорили так своим родителям. Вспомнили? Значит, поведение вашего ребенка не должно вам казаться недопустимым, и, сохраняя спокойствие и присутствие духа, приступаем к делу.

1. Самое первое и очень важное правило – никогда не заставляйте ребенка читать насильно! Не кричите и не упрекайте его.

2. Никогда не ставьте ему в пример его читающих друзей, а особенно не друзей – это только укрепит в нем сопротивление!

3. Если ваш ребенок увлекается компьютерной игрой «Сталкер» (а очень мало кто из мальчиков остается равнодушным к этой популярной игре), купите книгу по мотивам этой игры. Нет, нет, нет – не кривитесь сразу! Может, это художественное произведение и не соответствует вашему вкусу и представлению о высококультурном развитии вашего ребенка, но ведь мы только начинаем (надо же с чего-то начинать), и это всего лишь один из вариантов, и далеко не самый худший. Ну вот – книга уже есть. Что дальше? А дальше… нет, не угадали! Не ребенок, а вы начинаете ее читать. Да, да, да! Именно вы! Знаю, что не ваш формат. Знаю, что не по вкусу. А как вы хотели? Легких путей не бывает!

4. Во время чтения старайтесь попадаться с книгой на глаза потенциальному читателю, чтобы он видел название книги – это вызовет в нем естественный интерес и поселит внутри него мысль о том, что вы не совсем отстали от жизни, и что с вами, возможно, есть о чем поговорить, помимо заданных уроков и опять рваных джинсов. На вопрос: «Че эт ты вдруг «Сталкера» читаешь?», можно ответить, что это сейчас очень популярно, вот вас и потянуло «быть в теме». Прочитав пару глав, можно ненавязчиво поинтересоваться у отпрыска: «А в игре тоже есть такой персонаж?», «А что такое артефакт «душа»?». Уверяю, что вам с готовностью дадут развернутый ответ во всех подробностях! Зачитывайте вслух некоторые понравившиеся коротенькие отрывки и уточняйте, есть ли в игре такая сцена. Такой сцены там не будет, и вам выпадает шанс бросить в благодатную почву зерно любопытства, сказав: «Ну, естественно – в игру ж невозможно поместить все. Игра – это только один из вариантов истории, а историй разных много. Все не уместить», и снова погрузитесь в чтение.

5. Прочитав книгу, прокомментируйте свои впечатления и оставьте на видном месте – пусть мелькает перед глазами ребенка, стимулируя интерес!

6. Скорее всего, одной книгой вы не отделаетесь, и вам придется купить и прочитать еще вторую, третью, четвертую. Помним, воспитание – это работа, которую нужно выполнять добросовестно, если хотим получить в старости стакан воды.

7. Пример со «Сталкером», скорее, относится к родителям мальчиков, но есть и более универсальные книги, такие как «Гарри Поттер», «Властелин колец». Сценарий тот же: читаем сами, зачитываем интересные моменты вслух, восхищаемся прочитанным, делимся впечатлениями с ребенком. Зачитывать желательно те моменты, которых нет в фильме – это побудит желание узнать остальные пропущенные события.

8. Желательно не покупать издание, где все тома включены в одну книгу. Таким количеством страниц можно смутить даже бывалого книголюба. Покупайте книги отдельными томами, и только когда ваш ребенок прочитает одну книгу, доставайте следующую. Перед покупкой стоит узнать, какой вариант перевода считается наиболее удачным. Тут и объяснять излишне – чем удачнее перевод, тем интереснее читать.

9. Можно устраивать литературные вечера. Предложите ребенку читать вслух по очереди. Расположитесь поуютнее, возьмите с собой лакомство и приступайте к чтению. Начинайте первым вы, а ваше чадо пусть пока послушает, проникнется – это поселит в его душе чувство уюта, покоя, интереса и, что немаловажно – поможет наладить ваши отношения. Прочитав несколько глав (страниц), передайте книгу ребенку, и когда тот начнет неуверенно и робко, запинаясь, читать, вы будете внимательно слушать, а лицо ваше будет излучать заинтересованность. Не следует слишком напрягать начинающего книголюба. Если заметили, что ребенок устал, предложите свою очередь продолжить дальше. Если есть возможность, подключите к процессу как можно больше членов вашей семьи.

10. Помните, что предложенные книги – это просто варианты. Вы лучше знаете своих кровинушек и можете подстраиваться под их вкусы и пристрастия.

11. Когда первые, робкие шаги уже сделаны, и ваш ребенок больше не шарахается от вида книг, на его счету уже есть пара прочитанных, можете приступать к воспитанию у него литературного вкуса. Поскольку у вас уже сложились более-менее тесные отношения, можете ненавязчиво подвести его к мысли о том, что помимо фэнтези есть и другая, не менее интересная, литература.

12. Читаете «правильную» книгу, привлеките внимание ребенка – зачитывайте цитаты вслух, высказывая свои впечатления и мысли, приводите примеры из жизни, на которые натолкнула вас эта цитата, ваша задача – заинтересовать.

14. Не ждите быстрых результатов. Не злитесь, если ваши усилия оправдываются не сразу. Помните – капля камень точит.

15. Никогда не теряйте терпения, не заставляйте, действуйте аккуратно, постепенно, иначе рискуете потерять то доверие и расположение, которое вам уже удалось завоевать.

16. Когда ваш ребенок сам попросит вас порекомендовать ему какую-то книгу или сделает самостоятельный выбор, вот тогда можете праздновать победу, пить шампанское, трубить в горн, запускать салюты, бить в барабаны! Только все это внутри себя. Не стоит давать понять, что все это ваша заслуга. Пускай новообращенный книголюб гордится собственным успехом, а не вашим! Помните, что процесс этот длительный. Чаще всего он занимает не дни, не недели, и даже не месяцы. Если после всех ваших усилий ваше чадо прочтет хотя бы одну книгу за год, считайте, что лед тронулся, господа присяжные! Удачи вам, терпения, самообладания!

P. S. Все эти рекомендации – не просто набор слов и предложений. Все это было применено лично мною на практике и дало свои результаты. Когда моему сыну было лет 11, меня серьезно обеспокоила его абсолютная нелюбовь к чтению, в то время как я сама выросла в читающей семье. Шаг за шагом я прошла через все то, что изложила выше. Сейчас моему сыну 19 лет, он читает много серьезных книг и получает лингвистическое образование. Многие книги он читает по моей рекомендации, что позволяет нам делиться впечатлениями и мнениями о прочитанном. Теперь он сам зачитывает мне особенно понравившиеся отрывки из книг и дает им свою оценку.

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, -

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,- .

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, -

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

«Мой ребенок совершенно ничего не читает. Он вырастет неучем!», «Как заставить его взять книжку и думать головой?», «Почему они не читают? Раньше было стыдно не читать», «Я всегда читала детям, когда они были маленькими, но так и не приучила их к самостоятельному чтению», «Он любит комиксы и всякую ерунду, но серьезными книгами его не увлечь».

1. Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.

2. Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, по, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.

3. Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.

4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.

5. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

6. Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.

Ситуация 1. «Принудительная мотивация»

Папа шестилетнего Сережи принял решение, что в отличие от остальных детей, его сын будет образованным, начитанным человеком. Он вырос в неполной семье, и гордился, что сам получил образование, которое и помогло устоять ему и его супруге в трудные времена. Чтобы не упустить момент, в семье было заведено правило каждый вечер читать с ребенком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он складывал и читал простые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с половиной года Сережа мог читать новые слова, но под разными предлогами он стал увиливать от давно заведенной процедуры чтения. Среди книг на очереди были «Мифы Древней Греции», толстый том сказок Гофмана. И как раз в этот момент ребенок, который поражал всех своей осведомленностью, стал болеть, замкнулся и очень скоро перестал разговаривать с домашними, думая о чем-то своем. Психолог в детском саду пришла к выводу, что у мальчика депрессия или эмоциональное истощение, связанное с необычным видом «психологического насилия» над ребенком – принудительным, все усложняющимся и все менее понятным ребенку чтением.

Комментарий:

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения, а члены семьи оцениваются по своим «рабочим» характеристикам.

Дети не знают также возрастных нормативов, и если взрослый настаивает на том, что в «твоем возрасте все давно читают», то ребенку ничего не остается, как принять эту максиму на веру и вместе с этим признать, что он, возможно, «вырастет настоящим идиотом».

Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Нельзя растить ребенка в вынужденной изоляции, а принудительное развитие той или иной способности сужает круг общения ребенка. Любая деятельность ребенка, как и взрослого человека, полимотивирована. Часть стимулов к развитию мы черпаем из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется нам интересным именно в их исполнении.

Ситуация 2. «Чтение и компьютер»

Пятилетняя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за компьютер. Оказалось, что она уже знала половину букв, занятия с бабушкой не прошли даром. Но – чудо! – за пару вечеров она выучила десяток компьютерных команд, чтобы играть в компьютерную игру. После этого трудно было обвинить девочку в слабых способностях и лени. Но читать она по-прежнему отказывалась. И тогда решено было запрещать играть до тех пор, пока Катя не прочитает сказку, сначала про «Машеньку и медведя», потом «Про трех поросят». Катя плакала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдержали нервы, и она не пожаловалась психологу в детском саду на Катю, родителей и детский сад, в котором не приучают детей к культуре…

Комментарий:

Давайте, по-честному сравним преимущества работы за компьютером и чтения. О первом родители мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не знаком им по их собственному детству. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение – это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения – буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус – ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение à игра на компьютере» и т.д.. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.

Ситуация 3. «Механическое чтение»

Петя уже в четыре года научился читать. Одновременно он стал «работать» на компьютере и в пять лет он уже и читал, и писал, поражая домашних своими способностями. Настоящий ребенок Индиго, гениальное дитя. Проблема обнаружилась, когда в гости к родителям Пети приехала бабушка из провинции. По интеллигентской привычке она захотела побеседовать с внуком о его любимых книгах, и обнаружилось, что Петя не смог поддержать разговор. Он, кажется, не знал, или не помнил ни одной книжки! «Как воскликнула бабушка, — разве ты не читал про Буратино?» Петя ответил утвердительно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и показали. «Эту – читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По требованию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпизод, он не помнил, не знал, не интересовался. Он даже не мог его пересказать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не понимать, о чем? Это не чтение!» Бабушка оказалась права…

Комментарий:

Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если перейти от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан и не использован. Если мы не будем чтение включать в актуальные отношения ребенка, не научим его формировать свое будущее и включать в этот образ будущего прочитанную информацию, книги потеряют свое культурное предназначение – хранить и передавать значимый опыт.

  1. У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.
  2. Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.
  3. Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.
  4. Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
  5. Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
  6. Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
  7. Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.
  8. Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
  9. Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.

Приемы мотивации чтения у детей

Маховская О. И.

Если вам не очень нравится читать книги или вы считаете, что продолжать чтение книги после первых ее нескольких глав - рутина, то вы просто можете упустить возможность разобраться в том, почему книги так важны. Чтение является одним из удовольствий в жизни, которое уводит от действительности и реальных проблем, это способ узнать о том, о чем вы никогда не знали ранее, и познакомиться с умами других людей, с которыми вы никогда не общались. Зачем отказываться от этих замечательных возможностей только потому, что вы убедили себя в том, что чтение - тяжелый труд? Для того, чтобы приступить к чтению книг, сделать это правильно и довести дело до конца - воспользуйтесь следующими подсказками.

Шаги

Часть 1

Приступая к работе

    Выберите себе такую книгу, которая будет вам интересна. У вас еще будет достаточно времени для того, чтобы заставить себя прочитать те темы, которые вам не очень нравятся. Сейчас просто выберите книги по таким темам, которые будут актуальны для вас и которые способны вас увлечь. Например, любителя спорта могут заинтересовать книги про футбол, спортивные гоночные автомобили или бег. Человек, увлеченный каким-то хобби, может прочесть книгу о коллекционировании, восстановлении или создании каких-то предметов. Поклонник моды может заинтересоваться чтением книг об одежде, истории моды или советах по макияжу. Выбирайте себе книгу в соответствии со своим увлечением!

    Осознайте преимущества, получаемые от чтения. Благодаря чтению вы можете поступить в хороший колледж. Образование, полученное в хорошем колледже, может помочь вам лучше понять мир. Благодаря знанию многих вещей вы можете попасть в хорошее место с достойным заработком, найти интересную работу, предложить свое мастерство широкому кругу людей. Умение самостоятельно учиться и исследовать те области, в которых вы не являетесь специалистом, может помочь вам пережить трудные времена, посредством не традиционного решения проблем и гибкого использования своих навыков. У того, кто мало читает меньше шансов на то, чтобы преуспеть в этом в связи с отсутствием доступа к более широким знаниям, которые открываются благодаря книгам.

    • Если задача получения большого количества денег не является для вас первоочередной (а именно так оно и должно быть), то чтение также способно расширить ваши знания об окружающем мире. Развитие грамотной литературной речи и способность передавать свои идеи, вероятно, являются одними из самых важных составляющих частей человеческого развития. Способность записывать идеи или мысли для того, чтобы дать возможность другим людям визуализировать их, либо при помощи слов, либо изображений, просто поразительна, она является одним из величайших столпов цивилизации.
    • Возможность получать доступ к мыслям, идеям, рассуждениям, как своих современников, так и людей, которых уже давно нет, является одной из самых удивительных и поразительных свойств книг и чтения. Вы можете узнавать, полагаться и даже "подружиться" с людьми, чьи знания вы впитываете из книг.
  1. Обогатите себя чтением книг и правильной манерой письма. Умение писать и особенно читать, даст вам возможность понять и осмыслить почти все идеи, которые когда-либо передавались на вашем родном языке. Это умение расширит ваши права и возможности, оно является одной из форм свободы, которая бесценна.

    Внимательно выбирайте то, что читаете. Не все то, что вы можете прочесть, действительно стоит читать. Быть проницательным читателем – означает уметь выбирать книги с осторожностью, избегая книг, которые наполнят вашу голову тревогой или раздражением. В некоторых случаях, если слишком много читать такие жанры, которые заставляют вас чувствовать себя опустошенным и несчастным, то это может привести к появлению ненависти к чтению в целом, что в свою очередь может иметь просто ужасные последствия! Вместо этого, всегда выбирайте только хорошо написанные книги с хорошим содержимым, которое не расстроит вас. Для этого:

    • Развивайте в себе внутреннего критика. Подходите к чтению критично –– верите ли вы во все, во что автор просит вас поверить? Как вы считаете, обосновал ли автор свои утверждения?
    • Научитесь дистанцироваться от тех, сообщаемых автором аспектов, с которыми вы не согласны, но не отрицайте всю книгу целиком. Иногда вы будете сходиться с автором во взглядах относительно одних вопросов, но будете расходиться с ним в других. Это хорошо, так как это означает, что вы думаете критически и не соглашаетесь абсолютно со всем тем, о чем говорит автор. Кроме того, вы должны научиться отличать собственный опыт (мнение) автора, который может преподноситься в качестве универсального опыта. Когда вы заметите, что это происходит (а этот промах автора часто можно заметить), то относитесь к этому всего лишь как к опыту автора и не чувствуете себя обязанным применять его по отношению к себе.
    • Читайте книги, в которых предлагается мнение, с которым вы не согласны. Постарайтесь потратить немного времени на то, чтобы больше разобраться в том, с чем вы не согласны. Это поможет вам узнать о существовании альтернативных точек зрения и расширит ваше понимание. Не думайте об этом как о личной угрозе, думайте об этом как о возможности лучше подготовиться к спору со сторонниками альтернативной точки зрения, таким образом вы сможете продемонстрировать, что хорошо осведомлены об их позиции, но просто по-прежнему не согласны с ней!
    • Избавьтесь от своего внутреннего беспокойства. Многие из нас читают для того, чтобы найти способы привести жизнь в порядок, обращаясь к жанру самопомощи. К сожалению, многие из книг этого жанра предлагают улучшать свою жизни посредством увеличения заработка, как будто богатство – это единственный путь к счастью. Такой тип мышления может заставить вас почувствовать себя неудовлетворенным и несчастным. Подвергайте сомнению любую книгу, которая заставляет вас чувствовать менее достойным человеком или будет настраивать вас на то, что бы вы основали свое счастье на стремлении к нереалистичным вещам.

Часть 2

Наслаждайтесь чтением
  1. Посвятите себя чтению. Одна из основных причин отказа от продолжения чтения - блуждание вашего ума где-то в другом месте во время чтения книги. Не позволяете своему уму делать этого. Отложите в сторону все свои мысли о невыполненных рутинных делах, о делах, которым вы могли бы сейчас себя посвятить или о людях, с которыми вы еще не переписывались или не общались на этой неделе. Для этого вам потребуется:

    • Выделяйте определенное время для чтение. Вы можете прекратить чтение по истечении этого времени, но в течение этого времени – посвятите себя книге.
    • Если вы ловите себя на мысли, что замечтались во время беглого просмотра текста, то мягко напомните себе, что вы должны вернуться в настоящее и погрузиться обратно в книгу.
    • Не настраивайте себя на то, что вам надо прочитать "так много глав прежде чем книга закончится". Гораздо легче судить о книге по затраченному на ее прочтение времени. Так, что не относитесь к книге как к рутине, состоящей из глав, которые надо прочитать “для галочки”.
  2. Позвольте себе уделять чтению больше времени, если вам это начинает нравиться. Нет никакой необходимости в том, чтобы откладывать на потом наслаждение от прочтения хорошей книги.

    Представляйте себе то, о чем вы читаете. Воспользуйтесь своим воображением для того, чтобы представить себе места, людей и действия, о которых вы читаете. Это поможет вам легче понять, что там происходит. Многое вам удастся представить себе совершенно естественным образом, благодаря тому, что ваш ум попытается воссоздать места, людей и ситуации, о которых вы читаете, основываясь на том, что вы уже знаете. Если вы пока еще чего-то не знаете, то ваше воображение подберет для этого различные фантастические образы. Позвольте этому произойти и далее - наслаждайтесь процессом, ведь очень интересно наблюдать за тем, как ваш собственный внутренний мир сходит со страниц во всем своем колорите.

    • Стоит остерегаться книг, по мотивам которых сняты фильмы. Ваше воображение будет воссоздавать некоторый аспект, в то время как фильм будет полностью переворачивать его с ног на голову. Это может привести к замешательству и является одной из причин, почему многие люди, которые любят читать книги, предпочитают не смотреть фильмы, снятые по их мотивам.
  3. Делайте заметки. Воспользуйтесь ноутбуком. Записывайте свои собственные мысли, свои реакции и идеи, которые у вас возникают во время чтения. Вы получите удивительный опыт от прочтения своих заметок и повторного осмысления того, что значило для вас так много спустя месяцы или годы после прочтения книги. Вполне вероятно, что вы обнаружите, что каждая книга, о которой вы написали заметки, повлияла на ваше мышление больше, чем вы об этом думали. Это возможность расширить свой ум и сохранить его восприимчивым к новым идеям и способам видения мира.

    Пробуйте предсказывать что произойдет дальше. Это замечательный способ для того, чтобы сохранять заинтересованность. Вы можете быть правы, или же вы можете ошибаться. Всегда интересно позволить автору подвести вас к некоторому захватывающему событию только для того, чтобы там произошел очень неожиданный поворот в тот момент, когда вы будете уверены в ином исходе.

    Соотносите себя с содержимым. Поместите себя "в книгу". Что бы вы сделали в тех же или подобных ситуациях? Хотели бы вы быть похожим на персонажа? Хотели бы вы делать то, что рассматривается в книге или то чему она учит вас? Видите ли вы себя на том же месте или в том же положении в качестве биографа в ближайшие годы? Поставив себя на место героев или автора, или представив себя во время выполнения действий, предложенных в книге, вы можете извлечь больше пользы от прочтения книги.

    Не торопитесь. Современная культура концентрирует внимание на конечных результатах (или быстро достигнутых результатах). Но, что касается чтения, то ориентируясь на конечный результат, вы ничего не добьетесь. Вы читаете не просто для того, чтобы "закончить книгу" и вычеркнуть ее. Этот процесс гораздо больше касается опыта (переживаний), прогресса (развития) и сам по себе является путешествием. Сделайте паузу и представьте себе происходящие сцены, позвольте себе увлекаться и разочаровываться в персонажах! Поразмышляйте о сюжете (или об его отсутствии), о том, какие чувства это у вас вызывает. Когда вы дочитываете до конца, то потратьте некоторое время на размышления о том, куда бы вы завели историю и ее персонажей дальше, если бы сами были автором сиквела.

  4. Читайте с энтузиазмом. Все то, что может быть в книге интересно, часто выносится виде отдельной информационной части (аннотации на обратной стороне обложки). Попробуйте иногда почитать вслух, сделайте это выразительно.

    • То место, где вы читаете может оказывать влияние на ваш энтузиазм. Найдите спокойное, тихое и удобное для хорошего чтения место. Лучше всего было бы найти такое место, где вы не будете отвлекаться. Если у вас есть домашнее животное, которое любит близко находиться рядом с вами, то вы можете прекрасно провести время вместе.
  • Ведение учета прочитанных книг может помочь поддержать ваш энтузиазм. Есть много интернет-сайтов, где вы можете "похвастаться" тем, что прочли или поделиться хорошими книгами с другими людьми. Возможно, вы даже захотите завести специальную доску с кнопками только для тех книг, которые вам понравилось читать, и вы желаете, чтобы другие смогли открыть их для себя.
  • Если вам трудно читать из-за особенностей вашего здоровья, влияющих на процесс чтения, то обратитесь за помощью - поговорите с врачом, консультантом или специалистом по решению проблем, вызываемых у вас чтением. В некоторых случаях, вам могут понадобиться очки, или более мощные линзы – если проблема связана с расстройством зрения, особенно если у вас появляются головные боли или устают от чтения глаза.
  • Если у вас есть привычка, прочитав несколько страниц или глав, откладывать книгу, то всегда помещайте закладку на то место, где вы остановились для того, чтобы позднее легко вернуться к чтению книги. Это гораздо удобнее, чем снова перечитывать страницы, которые вы уже прочли.
  • Приобретите аудио-версию книги. Это может помочь вам получить более полное представление о книге, которую вы пытаетесь прочесть.
  • Если вам трудно читать мелкий шрифт, то обратитесь в местную библиотеку за более крупной печатной версией. Многие электронные устройства для чтения книг также позволяют увеличивать размер шрифта.
  • Попросите взрослых почитать для вас, если вам менее восьми лет. Если вы старше, то воспользуйтесь поиском в Google или найдите видеоматериалы к книге.

Предупреждения

  • Если книга расстраивает вас или имеет оскорбительное содержание, то прекратите читать ее. Однако, не позволяйте этому негативному опыту победить ваше желание читать другие книги, в том числе книги по той же самой теме. Представления одного автора могут не подойти вам, в то время как другой автор может написать об этом в гораздо более умелой и вдумчивой манере. Обратитесь за помощью к библиотекарю, если вы не знаете, как подобрать лучшую книгу по определенной теме.
  • Чтение книг по принуждению не даст вам столько знаний, как чтение по доброй воле и с энтузиазмом. Попробуйте побороть свое нежелание читать, напоминая себе о том влиянии, которое чтение оказывает на ваше самосовершенствование, являясь при этом источником удовольствия.