Мальчик 7 лет дружит только с девочками. Детская психология: сын играет в девчачьи игры — повод для беспокойства? Родителям дается, как дар, счастливая возможность разглядывать разные грани личности своего малыша, любоваться им, наслаждаться его особеннос

Часто родители обращаются к психологу с вопросами о том, что их ребенок занимается делами, по их мнению, несоответствующими полу их ребенка.

- Мой сын играет в куклы...
- Дочка играет только с мальчишками...

Родители обеспокоены тем что их ребенок может вырасти гомосексуалистом.
И сразу же начинают его "лечить" - запрещать делать вещи которые, по их мнению, не должен делать нормальный ребенок.

Что психологи думают по этому поводу? В каких случаях родителям стоит начать беспокоится и нужно ли обращаться к специалисту?

Биологический гомосексуализм развивается независимо от поведения, воспитания и культуры, изначально обусловлен генетически и исправить это уже невозможно воспитанием или психотерапией. Но таких гомосексуалистов около 3-10 %. Остальные случаи являются результатом психологической травмы.

В каждом из нас есть мужская и женская энергии, и то на какую из них мы делаем упор при воспитании детей, будет иметь последствия, но необязательно, что это будет связано со сменой половой ориентации. Возможно девочка, воспитанная на культе мужских качеств и обесценивании женских, будет более мужественной, «мужчиной в юбке». Мальчик, воспитываемый в семье , где принижается роль Мужчины, выставляется в страшном свете, будет стремиться эту роль не занять, будет более женственным и мягким. Для гармоничного развития личности ребёнка следует уделять внимание и той и другой энергии, но преимущество отводить в зависимости от пола ребёнка - мужским или женским качествам.

Если же родителей что-то беспокоит в поведении ребёнка, то следует, прежде всего, выяснить причину подобного поведения своего чадо. Например, девочки имеют полное право играть машинками и дружить с мальчишками. Увлечение в раннем детстве автомобилями может быть связано с разными причинами - есть старший брат, который так заманчиво управляет транспортом; Сами яркие, движущие, издающие разные сигналы машины привлекают внимание не только мальчиков и девочек. Для того чтобы уравновесить - можно предложить поиграть в другое, заинтересовать другой игрой, то есть расширить игровой репертуар ребёнка.

В ситуации, когда мальчик дружит только с девочками или наоборот девочка только с мальчиками, тоже не является трагической, при этом следует обратить на неё внимание. Возможно, ребёнок испытывает конкуренцию или считает себя более слабым, более некрасивым, поэтому выбирает противоположного пола друга. Или возможно, в семье ребёнок видел только друзей - мужчин, а мальчик только друзей женщин. В каждом отдельном случае могут быть свои причины.

Не зависимо от пола и возраста ребёнка родителям стоит стараться понять своего сына или дочку и оказать нужную поддержку. Если для этого не хватает собственных знаний и умений, то стоит обратиться к квалифицированному специалисту.

Самое важное для ребёнка - это безусловная любовь родителей! И то каким станет ребёнок во многом зависит от нас взрослых, поэтому обращая внимание на себя, мы даём своим детям более достойный пример для подражания.

Если вдруг так случилось, то родителям необходимо задуматься над тем, что они хотели от своего ребенка. Все родители хотят, чтобы ребенок вырос здоровым, и у него была в дальнейшем счастливая и успешная жизнь. Да, это так. Однако видят ли они за этой мечтой своего настоящего ребенка? Какой он? Ребенок очень чутко отзывается на невысказанные пожелания родителей и особенно матери. Излишняя обеспокоенность какими-то вопросами, будь то здоровье , характер или идентификация, считывается ребенком в том смысле, что он не принимается таким, как он есть, в своей спонтанности. Ребенок начинает переделывать себя в угоду родителям, потому что это для него вопрос выживания. Любовь мамы зависит от того, как он соответствует ее требованиям. У мамы сложные отношения с мужчинами. Какие-то их качества ей трудно принять. И ребенок проявляет другие качества. Нежность, женственность. Ему проще с девочками, не надо напрягаться в проявлении любви к матери… Или, наоборот, отец очень строг, суров. Он предъявляет мальчику такие высокие требования к его мужеству, которые для маленького мальчика невыполнимы. Тогда лучше стать под защиту мамы, стать таким, как мама и выйти из-под давления отца таким оригинальным способом. Невозможно описать все нюансы, которые возможны, но суть в том, что изначально и очень рано от ребенка чего-то уже хотят. Он уже чему-то не соответствует. Ему уже ставят рамки и ожидают, каким он должен стать. Вместо того, чтобы с удивлением и интересом ждать, какой же он, наш ребенок? Радоваться тому, что он проявляется в этом мире, начинает чувствовать, жить. Не давать оценку каждому его проявлению, а принимать и называть. Это очень трудно и порой невозможно, потому что сами родители этого не получили, и теперь автоматически повторяют то, что было с ними в детстве. Оценки, беспокойства, стремления, навязывания… Очень трудно вернуть ребенку спонтанность, но надо пытаться! И если вдруг девочка растет как мальчик, то надо беспокоиться сначала не о ней, а о себе. Что такое мы ей навязали? Может быть, маме очень хотелось, чтобы рядом был мужчина? Такой надёжный, уверенный в себе человек. Такой, не зависающий в слюнях и соплях, а прямой и честный. Или справиться с эмоциональной нестабильностью матери можно было только таким открытым и сильным мужским проявлением, какое было у отца. Или папа всегда хотел сына и невольно поощрял мальчишеское поведение дочери… Теперь ей трудно идентифицироваться с мамой и принять женскую роль, а проще уподобляться мужчинам… Нужно заставить себя перестать беспокоиться по этому поводу и принять, то, что есть. То, что получилось. Любить своего ребенка таким, как он есть, а не таким, каким хотелось бы, чтобы он был. Тогда у него откроется путь к возвращению своей спонтанности. Тогда, возможно, он поймет, что прекрасно быть девочкой или мальчиком, тем, кем он родился. А, может он решит и по-другому…, но сам, и не стремясь чего-то избежать или чему-то угодить. В любом случае, возможно счастье. И чем раньше родители спохватятся и начнут работать над собой, тем больше возможностей будет у ребенка построить свою, удовлетворяющую его жизнь.

Родители нередко передают свои представления детям о том, что "правильно" и "не правильно", "должно" и "нельзя". Вырастая с родительскими "правилами жизни" дети нередко оказываются перед дилеммой : следовать ли своему опыту, своим ощущениям, реальности, либо следовать родительским правилам и запретам. И это очень часто причина того, что раньше называлось неврозом, а нынче - психическим заболеванием.

Аналогично и с сексуальностью. Запрет и переучивание детей в отношении их сексуальной идентификации может сделать ребёнка несчастным, а в тяжёлых случаях привести к самоубийству .

Россия по гомофобии находится в числе таких стран, как Ирак и Египет. Думать категориями будущего сложно, но хотя бы попытаться понять ограниченность и опасность ненависти и страха (перед чем бы то ни было) можно.

Мой призыв - любите детей такими, какие они есть. Не превращайте их в заложников своих страхов и фобий. Передавайте им свои ценности с уважением и любовь .

И да пребудет с вами психологическое здоровье !

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя… (Английская пословица )

Поведение родителей самая важная вещь в воспитании ребенка. Родители воспитывают детей постоянно, даже когда дети вне поля зрения, даже когда их нет дома.

Как взрослые общаются, как одеваются, как ведут себя в радости и горе, какие передачи смотрят, каких друзей выбирают - все это имеет огромное значение. Все ваши мысли, чувства отражаются на поведении ребенка, а впоследствии и на всю жизнь вашего чада.
Ребенок копирует окружающих, не избирая хороший это пример или плохой. Особо подражательны дети в период дошкольного и младшего школьного возраста.

Своим личным примером мы убеждаем наших детей в необходимости правильного поведения. Именно примером, а не советами, приказами и нравоучениями.

И не стоит спешить вести ребенка к психологу и начинать его "лечить".
Пересмотрите его окружение, проанализируйте свое поведение, проследите цепочку событий и вы поймете, откуда у ребенка такое нетрадиционное поведение.

С кем играет Ваш ребенок?

Надвоцкая Г. А., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с другими людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. А в дошкольном возрасте универсальный способ для общения - это игра.

Выбор ребенком друга или друзей с определенными качествами, особенностями поведения для общения может о многом рассказать. Во многом этот выбор обусловлен темпераментом и характером ребенка, но так, же определяющее значение имеет и его эмоциональное развитие, внутренние проблемы.

Итак, проанализируем выбор ребенка.

Возраст

    Ребенок легко идет на контакт с любой возрастной категорией

    Если это описание относится к вашему ребенку, то вам можно только позавидовать - ваш ребенок наделен так называемым социальным интеллектом. (Социальный интеллект - способность понимать и прогнозировать поведение людей, замечать и верно истолковывать детали человеческого общения)

    Вероятнее всего, он достаточно эмоционально устойчив, имеет положительные установки по отношению к окружающему миру и людям. Таких детей немного и им не присущи такие проблемы как тревожность, страхи, низкая самооценка, стеснительность и пр.

    Ребенок предпочитает играть со сверстниками

    Большинство детей предпочитают играть со своими сверстниками. Это вполне естественно, так как уровень их социального развития находится примерно на одном уровне и интересы чаще совпадают. Такой выбор подкрепляется и современной практикой посещения детского сада, где ребенок общается преимущественно только в своей группе, где собраны его ровесники.

    Ребенок больше любит играть с детьми, которые старше него

    Может быть несколько причин: ребенок опережает интеллектуальное развитие сверстников, он «перерос» их игры, интересы; у ребенка недостаточно хорошо развито умение общаться «на равных». Часто таковыми оказываются единственные дети в семье, не посещающие детские дошкольные учреждения. Нередко дети, воспитанные как кумиры семьи и ожидающие к себе симпатии, снисхождения и уступок от всех окружающих, не могут ужиться со сверстниками, зато старшие дети могут находить их позицию очень детской и забавной, что делает их общение бесконфликтным.

    Ребенок предпочитает играть с малышами

    В таких играх старший ребенок чувствует себя умелым, опытным. Особенно любят возиться с малышами девочки, это обусловлено становлением ролевого поведения (девочки «примеряют» на себя роли мамы, учительницы, наставницы и т.д.) Игра с младшими является полезной, но стоит задуматься, если при этом ребенок практически не играет со сверстниками. Возможно, на то есть причина – его не принимают ровесники (например, в ситуации перехода в другое детское учреждение, либо недостаточно развиты коммуникативные навыки и пр.) В таком случае ребенку необходима помощь родителей или психолога.

    Ребенок предпочитает играть только со взрослыми

    Зачастую такой ребенок имеет хорошо развитую "взрослую" речь (в которой употребляет термины и сложные обороты), "степенное" поведение и весьма интеллектуальные увлечения. Возможно, это единственный ребенок в семье, с самого раннего детства лишенный возможности общения с другими детьми. Он не посещает детский сад, а находится дома с бабушкой, мамой или гувернантками. Попадая в детский коллектив в школьном возрасте или раньше, такие домашние дети пугаются детских игр. В отличие от игры со взрослыми в них всегда есть непредсказуемость, некоторый риск и соперничество.

До 2- х лет малышам все равно, кто с ними играет – мальчик или девочка.

Около 3-х лет ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность (Я- девочка\ мальчик), поэтому 3-4-х летние дети могут предпочитать играть с малышами своего пола. Игры у мальчиков и девочек начинают различаться, если первые предпочитают играть с машинками, конструктором, то вторые (девочки) выбирают куклы, мягкие игрушки и т.п. Мальчики чаще девочек играют в подвижные, шумные игры.

Если вашему ребенку интереснее играть с детьми противоположного пола. Понаблюдайте за тем, как именно он играет. Если вы заметили, что мальчик играет в куклы, это, разумеется, еще не значит, что у него есть трудности в развитии. Дети этого возраста очень склонны к подражанию в игре, поэтому мальчик просто может копировать действия девочек. Но если мальчик явно избегает «мальчиковых» игр и развлечений, стойко предпочитает общество девочек, взрослым стоит задуматься. За таким поведением могут крыться серьезные проблемы, исходящие из ошибок в воспитании, внутренние страхи ребенка. Нужно обратить внимание, как часто общается ребенок с папой, дедушкой (есть ли у него пример достойного мужского поведения); кого хотела мама во время беременности – сына или дочку, как это отражается на ее отношении к сыну. То же касается и девочек, упорный отказ от «девичьих» игр может указывать на ряд проблем в эмоциональном состоянии.

В 5-6 лет эта тенденция к раздельным играм еще более проявляется. Одновременно с этим возрастает интерес ребенка к детям противоположного пола. Однако для мальчиков уже становится неприемлемым играть в "девчоночьи" игры, поэтому, если и встречаются совместные игры, то часто мальчикам в них может быть заготовлена мужская роль, а девочкам - женская, или же все роли не имеют половых отличий. Так дети могут играть в "дочки-матери", где мальчик будет папой, работающим шофером (или капитаном, словом, будет ездить где-нибудь, не мешая традиционной игре), или же в "магазин", где каждый ребенок - просто покупатель и половые различия не важны.

Если ваш сын любит играть с девочками (или дочь - с мальчиками), то, прежде всего, проанализируйте, какие роли он (она) выбирает в этих играх, а затем постарайтесь понять, что является некомфортным для ребенка в общении с детьми своего пола и не поддерживаете ли вы сами такой выбор. Нередко бывает так, что маме очень нравится иметь мягкого, спокойного сына (и тем самым она неосознанно поощряет его к женскому стилю поведения, который выражается в игре), или папа восхищается тем, что его дочь "настоящая пацанка" (разумеется, девочка будет оправдывать это, чтобы не разочаровать отца).

С 6-7 лет мальчики и девочки становятся более терпимые друг к другу. На какое-то время их всех объединяет общая роль учеников и школьные интересы, игры на переменах чаще всего подвижные у всех ребят. Так что если ваш первоклассник (или второклассник) любит играть с детьми противоположного пола, то в данном возрасте это не очень показательная характеристика. Тем более если речь идет об интеллектуальных играх. Хотя большинство детей все-таки сохраняют в играх предпочтение к "товарищам по полу".

Количество детей

Так же, как и взрослые, некоторые дети любят быть членами большой шумной компании, а некоторые - тихо поиграть с одним-двумя партнерами. Какую-то из этих позиций вряд ли можно считать более выигрышной. Но и та, и другая - показательны. Первая говорит о том, что ребенок скорее склонен к экстраверсии - то есть его личность больше направлена на людей и предметы окружающего мира, он весьма общителен, хорошо адаптируется в обществе, умеет проявлять гибкость при взаимодействии с разными людьми.

Если же ребенок больше удовольствия получает от игры с одним или двумя детьми, то, скорее всего, он - интроверт. То есть его личностные интересы сосредоточены на собственном внутреннем мире, ему более ценно то, что происходит в его душе, чем в мире, он склонен к самоанализу. Такая позиция иногда может сочетаться с некоторой замкнутостью, но зато внутренний мир таких людей может быть богат и гармоничен.

Кроме этих личностных характеристик, дети могут отличаться в игре и склонностью к соревновательности или сотрудничеству, предпочтением интеллектуальных или подвижных игр, акцентированием внимания на отношениях или предметах. Поэтому перечисленные качества также могут стать причиной, по которой ребенок отвергает совместные игры с некоторыми детьми. Все эти различия влияют на то, с кем приятнее играть ребенку.

Однако заметим, что если у ребенка хорошо развиты коммуникативные навыки (умение общаться), то разница личностных игровых предпочтений не должна приводить к серьезным конфликтам или одиночеству - он всегда сможет договориться о чередовании интересных и неинтересных ему игр, найти прелесть в играх с иным, чем он сам, человеком.

Теперь стало понятно, внимательный взрослый может много узнать о ребенке, наблюдая, с кем он играет, какие роли предпочитает на себя брать.

С кем обычно играют девочки? Конечно, с девчонками! Вместе они рисуют, наряжают кукол, играют в различные игры. А что делать, если дочь дружит только с мальчиками? Да, и такое бывает. , кстати, тоже любила играть с мальчишками в машинки и часто гоняла с ними на велике. 🙂 При этом девочки — пацанки равнодушны к красивой одежде и всяким бантикам-заколочкам: что мама даст надеть, то и ладно. Нужно ли корректировать поведение дочери, и как это сделать?

А стоит ли заниматься коррекцией поведения дочки? Для начала попробуйте разобраться в себе: что вы чувствуете, когда думаете, что дочь не настолько «девочка», как вам бы хотелось? Возможно, вам становится стыдно перед окружающими («а что подумают люди?»). А может, вы злитесь на ребенка или разочаровываетесь в нем? Или же считаете, что как-то не так воспитываете дочку? Как бы там ни было, знайте: девочка чувствует, как вы к ней относитесь, и, если в отношениях между вами появляется негатив, она может заполучить комплекс неполноценности в отношении своей «неправильности». Этого-то как раз необходимо избежать.

Да, не так-то просто отказаться от того, что вы ждете от своего ребенка. Да, вы хотели бы видеть в ней больше «девочковости». Да, вы бы предпочли, чтобы она больше играла с девчонками, любила платья, смотрела сказки про принцесс. Чтобы она играла не в «казаки – разбойники», а игры для девочек.

Не ждите, что она должна быть именно такой, какой вы загадываете. Лучше присмотритесь к дочери и помогите ей раскрыться.

Конечно, куда проще запретить ей играть с мальчишками, возведя это в категорию запретов. Но сделают ли ваши запреты ее и вас счастливыми? Да, ваша девочка любит гонять на велике, строить шалаши, ходить в походы, играть в . И если вы сейчас запретите ей это, говоря, что девочка должна вести себя по-другому, она может заявить протест – как реакцию на любое ограничение. И в итоге вы можете вообще отвратить ее от всего девичьего: коротко подстрижется, станет носить одни джинсы и вести себя по-мальчишески. Вы этого хотите?

Посмотрите на себя не как на маму, а как на женщину. Вы довольны своей женской сутью? Нравится ли вам наносить макияж, одеваться в красивые платья и ухаживать за собой, стараясь сохранить свою красоту? В чем для вас выражается привилегия женственности? А ведь дочка может научиться женственности только у вас, своей мамы, и если ваша женственность свободная, раскрытая, цветущая, согретая заботой и теплом любимого супруга – безусловно, дочь тоже захочет быть такой, как вы! 🙂

В этой статье:

В возрасте 6-7 лет дети уже вполне самостоятельные. Это время идти в первый класс, а значит, начинается настоящая «взрослая» жизнь. По своему темпераменту мальчики уже сильно отличаются от девочек. Их интересуют подвижные игры, машинки, драки, футбол и т.д. Что ж, это не так плохо, правда?

Сейчас у мальчика время, когда он должен начать формировать свою мужественность. Важно, чтобы в этот момент рядом был мужчина, с которого можно брать пример. Лучше всего подходит отец. Воспитание мальчика - не самая простая задача для родителей. Нужно обязательно выбрать одну линию поведения, чтобы не получилось так, что отец за что-то ругает, а мама всё прощает и от всего отгораживает ребёнка. Родителям помогут советы детского психолога. Выбирайте правильные игры, книги и мультики. Это возраст, когда перед глазами всегда должны быть только самые отважные, честные и справедливые герои.

Как воспитывать ребёнка

Ваш сын вступает в новую пору жизни. Его ждёт школа, друзья, общение с новыми взрослыми. Теперь ему необходимы несколько иные, чем раньше, поддержка родителей, воспитание и правильный пример. Этим должны заниматься оба родителя. Конечно, идеальная ситуация, когда у ребёнка есть оба родителя. Тогда отец может показать ему, как это - быть мужчиной, брать на себя ответственность.

Семья - лучший пример

Когда в семье гармоничные отношения, ребёнку гораздо проще понять роли мужчины и женщины. Для мальчика важно видеть, как общаются родители, что делают вместе, как решают проблемы. Материнская и отцовская любовь имеют абсолютно разный характер, учат ребёнка разному. Важно, чтобы родители умели соблюдать баланс.

Кто главный в доме

Очень важно, кто в доме главный. Это влияет на то, как ребёнок воспринимает себя, свой пол. Там, где властный отец, не обязательно вырастают «настоящие мужчины». Скорее, он может вырасти
неуверенным в себе, вечно закомплексованным. Тут важно, чтобы у мальчика был здоровый пример перед глазами.

Если же в семье всё решает мама, то дети часто вырастают бесхарактерными. Особенно, если у вас растёт мальчик. Такая ситуация не только нестандартная, она может быть даже опасной для правильного формирования личности.

Конечно, идеальный вариант - золотая середина. Ситуация, когда мама и папа вносят одинаковый вклад в воспитание детей и заботу о доме.

Кто должен заниматься воспитанием мальчика

Часто то, чего не хватает для хорошего поведения - разговор с отцом. Отец обязательно должен выступать авторитетом для сына. С него можно и нужно брать пример. Важно, чтобы отец и сын построили
доверительные отношения. Не будем забывать о том, что роль матери в воспитании тоже очень важна.

Прежде чем чему-то учить и за что-то наказывать, родителям нужно самим договориться о стиле воспитания мальчика. Родителям нужно придерживаться одной линии поведения, иначе ребёнок просто не поймет, когда и кого нужно слушаться. Не должно быть так, что мама за драку поругала, а папа похвалил.

Три правила здорового воспитания мальчика

Если попросите детского психолога дать совет, то он предложит три простых правила. Они помогут вам решить многие проблемы воспитания вашего малыша. Отлично подходят для возраста 6-7 лет.

  • Папа должен стать хорошим примером для подражания.

У папы ребёнок
научится мужественности. У вас родился сын, а значит, уже скоро он поймет, что он мальчик. Он начнёт копировать поведение отца. Сначала это будет забавно, когда кроха в 1-2 годика пытается вести себя, как папа. В то же время это не менее важно. Желание быть похожим на своего отца логичное и нормальное. Для этого отец сам должен быть достойным примером. Поступки, речь, одежда, увлечения - ребёнок захочет, чтобы у него всё было как у папы. Так ваш маленький мужчина возьмёт правильные ориентиры на всю жизнь.

  • Мама воспитывает в сыне уважение к отцу.

Мама не должна переносить свои личные проблемы с мужем на ребёнка. Вы поссорились с супругом? Не нужно говорить маленькому сыну, что папа плохой, никчёмный, не заботится о вас. Это смущает ребёнка и даёт ему неправильные понятия о семейной жизни.

Может быть, папа поздно приходит домой и у него мало времени. Или вы разводитесь, при этом папа будет жить далеко. Сын должен уважать отца в любом случае. В том, что отец делает правильно или неправильно, у него ещё будет время разобраться потом. Сейчас же это его первый и главный пример для подражания. Уважая отца, сын учится быть мужчиной.

  • Мама и папа вместе учат сына уважать женщин.

Уважение к женщине
- это то, чему родители должны научить своего мальчика. Девочек, девушек, женщин нужно защищать и оберегать. Это не сделает сына слабым или уязвимым. Это сделает его мужчиной. Уважение к женщине идёт именно из семьи. Во-первых, сын отлично видит отношение отца к матери. Во-вторых, вы обязательно должны с ним поговорить на эту тему. В 6-7 лет он пойдет в школу. Там будут мальчики и девочки. С кем-то он даже сядет за одну парту. Он должен понимать, что у него особая роль в этом мире.

«Это не по-мужски»

Не будем забывать о том, что у мужчин тоже есть право иногда быть слабыми. С детства воспитывать его в небывалой мужской строгости - тоже не выход. Родителям нужно проявлять тут мудрость. Например, вы увидели, как ваш 6-летний сын примеряет одежду сестры или даже накрасил себе ногти маминым лаком. Это не повод хвататься за голову и думать, что сын «не такой».

У детей есть нормальный интерес к нашему миру. Они пока ещё только учатся быть кем-то. А иногда играют в кого-то. Например, сейчас его заинтересовало, а каково это быть девочкой. Он примерил платье своей сестры. Это ещё не значит, что с его половой ориентацией что-то не так. Конечно, если вдруг его поведение меняется, он начинает
утверждать, что он - девочка, то это другое дело. Сходите с ним к детскому психологу.

Часто ответ лежит на поверхности. В семьях, где мама является главой семьи, самой сильной, уверенной и агрессивной, такое может быть. Для мальчика смещаются гендерные роли. Быть сильным для него - это быть таким, как мама.

А может быть, у вашего маленького мужчины появилась младшая сестренка? Тогда всё внимание малышке. Однако ему тоже хочется быть центром всеобщих восторгов, как было раньше. Вот он и примеряет бантики, резиночки. Тут тоже нет ничего страшного. Он делает это неосознанно, но для родителей такое поведение - сигнал. Обращайте внимание на сына не меньше, чем на маленькую дочку. Сейчас вы ему особенно нужны.

Воспитание через сказку и игру

Маленькому мужчине нужны мужские игры. Папа тут должен принимать активное участие. Вы не сделаете сына агрессивным и драчливым, если будете с ним в шутку бороться. Видите интерес к дракам? Ведите на занятия по боксу, карате. Пусть учится с малых лет управлять своей силой. Потом всегда можно попрактиковаться с папой, но уже со знанием дела.

Игрушки подбирайте соответствующие. Дарить мальчику 6 лет плюшевого мишку - не самая хорошая идея. Он, скорее всего, уже
сам не захочет с ними играть. Теперь его интересуют машинки, роботы, солдатики, конструкторы. Предложите вместе строить дом или учиться правилам дорожного движения.

Сказки, книги, мультфильмы тоже подбирайте соответствующие. В них должен быть некий пример для подражания, например, герой, который умеет побеждать врагов смекалкой, проявлять мужество, уметь постоять за себя. Бессмысленные перестрелки и кулачные бои показывать нет смысла. Сейчас важно сформировать у сына понимание: силу нужно использовать только с умом. Нельзя с помощью своей физической силы или превосходства принуждать к чему-то тех, кто слабее тебя. Нельзя быть жестоким, злым, циничным, смеяться над страданиями других людей.

Обсуждайте с сыном прочитанное и увиденное. Расспросите, чем ему нравится мультфильм, который он смотрит. Старайтесь понять, какие герои его привлекают и почему. Воспитывать можно не только нравоучениями и запретами. Через игры, сказки и мультики многие житейские проблемы решаются проще, а ребёнку становится понятнее, как устроен наш мир.

Будет полезно

Что можно и нужно делать для правильного воспитания вашего сына:


Так вы привьёте сыну правильное понятие о ценностях.

Этого делать не нужно

Вот этого лучше избегать, особенно с ребёнком 6-7 лет:

  • спать в вашей постели;
  • игнорировать проявление его Я, личности и характера;
  • оставлять без обычных домашних обязанностей;
  • выбирать, с кем из детей можно играть и дружить, а с кем нельзя;
  • запрещать проявление инициативы;
  • защищать сына от любых конфликтов с учителями, другими детьми;
  • делать поблажки там, где не нужно, опекать сверх нормы.

Эти проявления родительской заботы только вредят правильному формированию характера.

Наказывать нужно правильно

Наказание - тоже часть воспитательного процесса. Воспитывать и наказывать нужно правильно. Тяжело привыкнуть, что теперь ребёнок стал взрослее. Мальчика этого возраста уже нельзя наказывать так же, как в 3-4 годика. Теперь вы не просто что-то запрещаете, а чётко объясняете, почему вы так поступаете. Наказание, безусловно, должно быть. Но всегда перед этим обсудите ситуацию с сыном. Простые правила помогут вам сориентироваться, что же делать.

Без агрессии

Агрессия в словах и действиях не пойдет на пользу воспитанию. Без особого повода бить, шлёпать, дёргать мальчика не нужно. Вы можете этим лишь научить его, что все проблемы решаются силой. Кто сильнее, тот и прав. Кто сильнее, тот может ударить слабого. Такие методы наказания приносят только обратный эффект. Не удивляйтесь, если ребёнок начнёт сам проявлять агрессию по отношению к родственникам, другим детям, животным. Это ожидаемый итог таких наказаний.

Шлепок по попе,
конечно, иногда имеет действие. Особенно, если 6-летний ребёнок совершенно не обращает внимания на ваши слова. Но опять же, в нём не должно быть агрессии, желания сделать больно. Это ваша «экстренная кнопка». Наказание за проступок, ошибку или плохое слово не должно быть связано с болью. Такие методы формируют неправильные психологические ориентиры у детей.

Понятно, что родители могут злиться. Плохое поведение, непослушание сильно злит, хочется порой громко крикнуть, шлёпнуть. Даже просто ваш вид может быть агрессивным и пугающим. Всё же это ещё маленький ребёнок. Он всё ещё делает ошибки и учится, познаёт мир, общается, взаимодействует с ним. Сейчас пока ещё есть возможность научить и исправить. Запугивать наказаниями - плохая идея.

Без унижения

Унижать ребёнка, особенно прилюдно - самое плохое, что может сделать родитель в какой-либо ситуации. В 6 лет дети, с одной стороны, хорошо понимают ваши слова. С другой - не всегда могут отличить сказанное в пылу злобы от правды. Все нравоучения оставьте для спокойной обстановки. Если в школе, гостях или на игровой площадке мальчик провинился, то скажите ему об этом. Обязательно скажите, что вы не довольны поведением, после обсудите это дома.

Сейчас тот самый
возраст, когда у мальчиков и девочек формируются важные психологические механизмы. Их психика меняется, меняется и личность. Они взрослеют, набираются опыта. Мальчик уже многое знает и умеет. Оскорбления и унижения могут сильно повлиять на психологическое и эмоциональное развитие. Например, заставят поверить, что он хуже других, недостаточно хорош. Это ломает мнение о себе, взгляд на себя, самоощущение.

Наказание за проступок может быть, но оно не должно вредить ребёнку физически или психологически. Только тогда от ваших действий будет результат, а не вред. Ваше воспитание пойдет на пользу, а не испортит ситуацию ещё сильнее.

Ребёнку уже 6 лет, не забывайте

Помните, что для мальчика важно чувствовать себя мужчиной. Ваше воспитание должно быть построено так, чтобы он ощущал свою мужественность. Он - будущий защитник,
глава семьи, ваша опора. Он должен иметь возможность чувствовать свою роль. Даже если ему всего 6 лет.

Ваши наказания не должны повредить его мыслям, что он маленький мужчина. Поэтому хорошо продумайте вашу линию поведения. Оцените, как развивается ребёнок, что он может, а чего ещё не может. Продумайте заранее, как и за какие проступки будете его наказывать, а где можно обойтись разговором. Где-то можно немного пристыдить, намекнуть, что мужчины так не поступают. В каких-то ситуациях будут запреты, ограничения. Опять же, они не должны повлиять на его самоощущение и самоопределение.

Вопросы к детскому психологу

Детского психолога часто просят прокомментировать, правильно ли родители воспитывают ребёнка. Конечно, каждый малыш уникален. У него свой характер, привычки и потребности. Нельзя навязывать какую-то общую модель воспитания без внимания к индивидуальности сына. Тут родителям нужно самим принять решение, каким бы они хотели видеть своего ребёнка, когда он вырастет.

Ниже приведены ответы психолога на самые распространенные вопросы родителей.

Сыну 6 лет, но он предпочитает играть только с девочками на площадке. Это нормально?

Тут главный вопрос, почему он это делает. Вы не пробовали спрашивать сына, почему ему больше нравится играть с девочками, чем с мальчиками своего возраста? Дело может быть совсем не в том, что ваш сын какой-то «не такой». Девочки более эмоциональные и даже в 5-6 лет обладают большей эмпатией. Возможно, вашему ребёнку тяжело даётся завязать дружбу с другими мальчиками. С девочками легче подружиться, они принимают его в игру. В этом возрасте игры
девочек и мальчиков отличаются, но дети вполне могут находиться в такой смешанной компании.

Ещё важно, кто занимается воспитанием мальчика. Если это делают мама, бабушки и тёти, то всё понятно. Он просто привык к женскому обществу. Таких же друзей ищет себе и для игр. Конечно, хотелось бы, чтобы в 6 лет мальчик мог с лёгкостью находить общий язык со всеми ребятами на площадке. Но не стоит сильно переживать, особенно если друзья мужского пола у него всё-таки есть.

Моему сыну (6 лет) не удаётся найти друзей в школе. Как ему помочь?

Возможно, он просто стеснительный? Новое окружение, новые люди, новые условия. Подождите, пока идёт процесс адаптации первоклассника к школе. Да и кто сказал, что друзья появляются вот так сразу, за 1-2 недели? С другой стороны, если вы очень жёстко воспитываете ребёнка, то он может быть замкнутым. В возрасте 6 лет дети всё ещё сильно зависят от мнения родителей.

Ваши слова могут его расстраивать, особенно если вы часто упоминаете, что он глупый, неопрятный, неловкий, растяпа, растеряша. Это понижает самооценку. Сын может бояться, что новые люди его возраста не примут его или отвергнут, потому что он «растяпа, неловкий и неопрятный». Такие негативные определения лучше убрать из вашего общения с мальчиком. Уверенности в своих силах они не прибавляют.

Не разрешаю жене наказывать ребёнка, мальчика 6 лет. Наказываю только сам, это правильно?

Главное,
не кто наказывает, а как. И за что. Если вы считаете, что отшлёпать по попе может только папа, то это спорное утверждение. Пока что оба родителя несут одинаковую функцию в воспитании сына. Наказание в любом случае не должно быть унижением. Папа или мама - не имеет значения.

С другой стороны, мама бывает очень мягкая и зачастую не может проявить строгость, когда это необходимо. Тогда вам лучше разговаривать с сыном вместе. Покажите ему, что вы оба придерживаетесь одного мнения насчет воспитания и правил поведения.

Можно ли в наказание отшлёпать сына, если ему уже седьмой год?

Лучше этого не делать. К 7 годам дети уже вполне хорошо понимают, почему их собираются наказать. Они уже выучили многие правила поведения, даже если не хотят им следовать. Теперь старайтесь больше разговаривать, обсуждать. Конечно, если ситуация того требует, можно шлепнуть ребёнка. Но лучше этого избегать. Сейчас мальчика уже нужно воспитывать так, чтобы он начинал чувствовать себя мужчиной.

Мальчик 6 лет ударил девочку на площадке. Как быть? Нужно ли наказывать?

Зависит от того, как вы хотите его наказать. Отшлёпать у всех на глазах? Ударить его в ответ? Агрессия рождает только ещё большую агрессию. Первое, что нужно сделать, это разобрать, почему он ударил девочку. В вашей семье допустимо поднимать руку друг на друга? Когда сын не прав, вы его бьёте, шлёпаете? Если он видит такой пример решения конфликтов, то тут скорее виноваты родители.

Наказывать нужно, но с умом. Обязательно проследите, чтобы сын извинился перед девочкой, попросил прощения. Затем поговорите с ним. Лучше пусть поговорит отец или дедушка, дядя, если отца нет. Тут нужно просто, но чётко объяснить: ты мужчина, хоть и маленький. Бить девочку, которая слабее - не правильно. Даже, если она неправа, обзывалась, первой начала.

О чем говорят «мальчишечьи» интересы дочки и стоит ли вмешиваться в это родителям?

Типаж - «девочка-сорванец»

Конечно же, вы давным-давно догадываетесь, что ваша дочь отличается особенным характером: в своих интересах она не похожа на сверстниц и «маленькой принцессой» ее уж точно не назовешь. Но чтобы точно это выяснить, предлагаем пройти наш тест:

Причины нетипичного поведения девочки

Есть наиболее распространенные причины, по которым дочка растет не очень женственной.
В окружении братьев. Бывает, что в семье рождаются только мальчишки - и, наконец, долгожданная дочка. Большую часть времени девочка находится в компании братьев и их друзей. Только сыновья могут не принимать в свою компанию девчонку, и тогда она получает особенный статус - например, «брателла» - и должна следовать правилам, чтобы соответствовать компании.
Маленькая защитница. Случается и такое, что поведение девочки появляется вследствие неблагоприятной обстановки в семье. Скажем, мать слабая, идущая на поводу у отца женщина, страдающая от его упреков и грубости. Дочь берет на себя функцию защитницы: все ее манеры и поведение становятся мужскими, чтобы сказать: «Я сильная, я могу дать отпор».
Недостаток материнского участия. Если между мамой и дочкой отсутствует нормальное душевное общение, девочке будут неведомы многие девичьи интересы.
Образец для подражания. Присмотритесь, есть ли в окружении девочки авторитетные для нее родственницы, от которых она могла бы перенять манеру поведения. Кстати, звезды или любимые персонажи из мультфильмов тоже оказывают свое влияние.
Папина радость. А бывает и так, что папа очень ждал сына. Поэтому поход в магазин игрушек может закончиться покупкой крутой машинки на пульте или радиоуправляемого самолета, о котором так мечтал… ваш супруг. Игрушка от любимого папы.

В чем может быть проблема

Скорее всего, проблема не в том, что девочка не любит куклы и для игры выбирает игрушки для мальчиков. Просто большинству мам хочется видеть в своей дочери помощницу и ласковую девочку.
А любовь к мальчишечьим играм часто лишает маленькую пацанку этих качеств, в том числе и в глазах окружающих.
Слова воспитательницы детского сада: «Ой, а вы знаете, девочка у вас растет неженственная: не любит играть в куклы с подружками, зато вчера подралась с Петей и Васей за вертолет!» могут смутить родителей.
Мамы таких девочек начинают бояться, что:
она не станет женственной;
она не будет маминой помощницей;
она носится так, что сломает шею;
она ввяжется в плохую компанию.

Что делать родителям

Действительно, очень часто дети «путают» игрушки, но если девочкам в машинки играть, как правило, не запрещают, то мальчикам как-то не торопятся покупать куколок и коляски. Но обусловлено это больше собственными родительскими страхами и представлениями, чем реальной опасностью для развития и воспитания ребенка.
Родителям надо помнить, что маленький ребенок по-другому воспринимает привычные нам вещи, у него еще нет того культурного или общественного багажа, который имеет каждый взрослый. Любой предмет или игрушка для него - лишь способ познания окружающего мира во всем его многообразии.
Поэтому девочкам нужны машинки, в которых они смогут катать игрушки или перевозить песок, а мальчикам - пупсики, которым они будут «варить» кашу в кастрюльках.
То, что для многих родителей на самом деле является табу в воспитании, в течение долгих лет практиковалось в израильских кибуцах, где дети с младенчества воспитывались без учета половой принадлежности.
Чтобы нивелировать разницу полов, их одинаково одевали, одинаково подстригали, одинаково обучали. Дети сами выбирали, во что им играть и чем заниматься. Конечно, в процессе взросления разница между девочками и мальчиками становилась все более очевидной и скрывать ее уже не получалось, да и не было в этом необходимости - дети сами осознавали свою половую принадлежность и принимали на себя традиционные роли.
И хотя, по мнению антропологов, модель воспитания кибуцев оказалась не слишком жизнеспособной, она доказывает одно: нет никакого вреда в том, что дети играют в «несвойственные» им игрушки.
Мужской и женский мозг, хотим мы того или не хотим, устроен различно, а поведенческие моменты обусловлены не только воспитанием (хотя оно и играет важную роль), но и физиологией.

Стоит ли беспокоиться, если девочка растет хулиганистой, а мальчик чувствительным

Перед тем как впадать в беспокойство, стоит вспомнить о том, что у всех детей разный темперамент. Психологи вообще не рекомендуют сравнивать своего ребенка со сверстниками или с некой абстрактной нормой. Все дети развиваются в своем темпе, имеют свои особенности и нюансы.
Наблюдайте за своим ребенком, старайтесь его понять, поддержать, помочь - это лучшее, что вы можете для него сделать.
Беспокойство могут вызывать только те случаи, когда родители сами делают из мальчика девочку, а из девочки - пацаненка. К сожалению, такие случаи встречаются не так редко.