Летняя оздоровительная работа в доу. Консультация для педагогов "организация летней оздоровительной работы в до" Организация оздоровительной работы с дошкольниками летом

Никитина Ольга Серафимовна – Старший воспитатель МАДОУ №38 г. Томск
Дата поступления работы на конкурс: 13.07.17г.

Консультация для воспитателей

«Организация работы в ДОУ в летний период»

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации летенй оздоровительной работы

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.

В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.

Основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.

Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуются следующие мероприятия:

  • утренняя гимнастика,
  • физкультурные занятия,
  • элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры),
  • закаливающие процедуры,
  • совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования),
  • прогулки за территорию ДОУ (прогулки, пешие походы, оздоровительный бег, игры).

Утренняя гимнастика должна проводиться на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера.

Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения движений).

Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.

Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные; сюжетные («По морям, по волнам», «По лесным тропинкам» и т.п.); оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т.п.

Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют полученные в учебном году двигательные навыки.

Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке).

Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.

Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.

Форму проведения занятия выбирают в зависимости от поставленных задач.

Занятия могут быть: тренировочными; сюжетно-игровыми; ритмопластическими; комплексными; физкультурно-познавательными; тематическими.

Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности, использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.

Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.

Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.

Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми: экскурсии; прогулки; путешествия; трудовую деятельность; наблюдения; проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.

Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Могут использоваться следующие формы работы:

Художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;

Совместная изодеятельность детей и взрослых;

Занятия по интересам;

Самостоятельная изобразительная деятельность;

Организация выставок детских работ;

Проведение праздников, викторин, конкурсов.

Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как:

«Граттаж»; «Пенный орон»; «Фотокопия»; «Ладоневая и пальцевая живопись»; «Диатипия и монотипия»; «Мозаичная живопись»; «Пластилиновая живопись»; «Набрызг»; «Печать природными формами»; «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»; «Кристаллическая текстура»; «Кляксография»; «Волшебные нити»; «Линогравюра»; «Рисование через мокрую марлю».

Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.

Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.

Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки, выполненные своими руками, помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.

Цели и задачи работы в летний оздоровительный период

Цель : Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

2. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.

3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным, оздоровительным вопросам детей в летний период.

4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников.

Направление образовательных областей

«Физическое развитие»:

  • Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
  • Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
  • Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания.
  • Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
  • Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
  • Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
  • Поддерживать инициативу детей в импровизации.
  • Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
  • Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями.
  • Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
  • Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
  • Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
  • Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения.
  • Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.

«Познавательное развитие»:

  • Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
  • Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
  • Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

«Социально – коммуникативное развитие»:

  • Развивать игровую деятельность воспитанников;
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  • Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
  • Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
  • Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

«Речевое развитие»

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования.
  • Поддержание социального контакта (фатическая беседа, эвристическая беседа).
  • Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).
  • Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

Лето – страна вечного детства, в которой даже взрослые иногда чувствуют себя немножко детьми. Жизнь детей в нашем саду в летний период наполнена праздниками, развлечениями, играми, смехом и весельем. Для организации эмоционально насыщенной жизни педагогами созданы комфортные условия, благодаря которым дети получают незабываемые впечатления, радость от общения со сверстниками и новых открытий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация летней оздоровительной работы в ДОУ

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив детского сада.
Главное – вооружить знаниями педагогов. Для этого в методическом кабинете подбирается необходимая литература по определённым вопросам, можно предложить каждому воспитателю самостоятельно проработать одну из близких им тем, а затем провести обмен опытом, знаниями и увлечениями.

Примерная тематика:

1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

  • Вариативность утренних гимнастик на данный период
  • Организация подвижных игр
  • Проведение праздников и досугов
  • Игры для похода или прогулки в лес
  • Игры на воде

2. Мир природы

  • Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами, растениями, птицами и т.д.)
  • Природа края, в котором мы живём
  • Организация работы в цветнике и огороде
  • Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
  • Требования к проведению экскурсий
  • Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями

3. Игра

  • Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках
  • Организация разных видов игр в летний период

4. Художественно-изобразительная деятельность

  • Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности
  • Развитие детского творчества

5. Летние праздники и досуги

  • Знакомим детей с русскими народными праздниками
  • Основные требования в организации праздника
  • Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период

6. Основы безопасности жизнедеятельности детей

  • Инструктажи
  • Изучаем правила пожарной безопасности
  • Организация работы «Внимание дорога»

7. Краеведение

  • Проведение экскурсий к памятным местам
  • Тематика конкурсов детского творчества

8. Организация работы с родителями

  • Какие темы групповых бесед и консультаций для родителей можно рекомендовать
  • Какие формы с родителями можно использовать в летний период (дни открытых дверей, встречи с горожанами, интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность)

Таким образом, проделанная работа по тематике, а это раскрытие теоретических и практических подходов окажет помощь всем педагогам детских садов в их многообразной работе.

Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются. Виды занятий можно определить на педагогическом Совете ДОУ «Организация летней оздоровительной работы», которые у Вас пройдут сейчас. Дано право выбора коллективу педагогов определить перечень занятий.

Примерный план подготовки ДОУ к летнему сезону

1. Административно-хозяйственные вопросы

Наименование мероприятий

Срок

Ответственные

1. Проведение разного вида ремонта (конкретно указать что именно)

2. Провести ревизию существующего инвентаря, оборудования, комплектов игр на летней прогулке

3. Подготовить уголок природы, маленький огород, цветник

4. Изучить наполняемость групп в летние месяца для объединения групп

5. Провести инструктаж педагогов, технического персонала по вопросам охраны жизни и здоровья детей при организации летних праздников, игр, походов

6. Организовать субботник по благоустройству территории ДОУ с привлечением родителей

2. Методическая работа

Наименование мероприятий

Срок

Ответственные

1. Провести семинар для воспитателей по подготовке и проведению работы с детьми летом

2. Организовать творческие группы воспитателей по подготовке к лету

4. Оснастить методический кабинет необходимым материалом в помощь воспитателям:
a) Разработать маршруты прогулок и экскурсий с учётом месторасположения дошкольного учреждения, рекомендации к ним по их проведению, информацию о произрастающих на маршрутах растениях
b) Составить картотеку подвижных, строительно-конструкторских, дидактических игр дошкольников на физкультурной площадке, на экскурсии, в походе с кратким описанием каждой из них
c) Подготовить календарь русской природы
d) Подготовить календарь летних народных праздников, развлечений
e) Подобрать литературу о растениях и животных, о сельском хозяйстве

3. Работа с родителями

  1. Провести групповые собрания по подготовке к лету, на которых познакомить родителей с состоянием здоровья детей, проинформировать о летней программе детского сада
  2. Организовать консультации для детей на медико-педагогические темы для тех, кто выезжает с детьми за город на отдых и остающиеся в городе
  3. Подготовить информационно-справочный раздел для родителей, как в методическом кабинете, так и папки-передвижки в группах, выносные стенды на улице.

ИЮНЬ

  • Вечера развлечений для детей «Лесовичок», «Любимые герои сказок»
  • Консультации для воспитателей «Организация труда детей на огороде и в цветнике»
  • Семинар-практикум для педагогов «Оборудование для игр с ветром, водой, песком»
  • Проведение конкурсов готовности к работе летом, организация исследовательно-экспериментальной работы на огороде

ИЮЛЬ

  • Подготовка и проведение праздника «Лето красное»
  • Вечера развлечений для детей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Кукольный театр»
  • Консультации для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников летом»
  • Конкурс детского рисунка «Бережем природу»

АВГУСТ

  • Спортивные развлечения «Мы сильные, ловкие, выносливые»
  • Вечера развлечений для детей «Люблю берёзку русскую»
  • Организация взаимопосещений с целью обмена опытом между педагогами (тематика предлагается по выбору)
  • Производственное собрание «Итоги летней оздоровительной работы»

В помощь руководителям дошкольных образовательных учреждений

при организации летнего оздоровительного отдыха

Цель:

Создание максимально эффективных условий, способствующих оздоровлению детей, полному удовлетворению растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движения в летний период

1.Задачи

Задачи

Индикаторы достижения

Формы решения

1. Продолжить работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

1. Разработать пакет документов, регламентирующих организацию жизнедеятельности детей в летний период (циклограмма НОД, режимы дня, двигательной активности, система закаливания).

3. Создать условия для самостоятельной двигательной деятельности дошкольников на участках групп.

Инструктаж по охране и здоровья детей.

Консультации:

    Санитарно - эпидемиологический режим в детском саду в летнее время

    Профилактика солнечного и теплового удара у детей

    Профилактика желудочно - кишечных заболеваний

    Организация закаливания в летний период

    Особенности планирования воспитательно - образовательного процесса в летний период с учетом ФГОС

    Формы оздоровительных мероприятий в летний период

Контроль:

    Выполнение режима дня, режима двигательной активности

    Организация и проведение прогулок

    Организация и проведение закаливания.

Организации и проведение тематической недели здоровья.

Летние спортивные праздники, «Летние олимпийские игры», «Веселые старты», «День мяча» и т.п.

Спортивные досуги «Веселая физкультура» и т.п.

Конкурс совместного творчества детей и родителей «Если хочешь быть здоров».

Оформление информационных стендов для родителей (режим дня, рекомендации по закаливанию, познавательному развитию детей)

2. Способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни и навыкам безопасного поведения.

    Разработать цикл педагогических мероприятия по профилактике дорожного травматизма и безопасного поведения

Консультации:

    Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения

    Обучение безопасному поведению в лесу, на улице, на воде.

Организация и проведение тематической недели осторожного пешехода.

Предупредительный контроль: «Соответствие содержания перспективно-календарных планов задам летней оздоровительной работы».

Информационные стенды для родителей «Правила общего пользования общественным транспортом», « Все начинается с малого» (по ПДД).

Консультация для родителей «как выработать навыки безопасного поведения на улице».

Развлечение «В гостях у Светофорчика».

Музыкально - игровой досуг «Правила дорожного движения».

Конкурс совместного творчества детей и родителей «Страна Светофория»

3. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности, творчества посредством включения дошкольников в элементарную поисковую, изобразительную и музыкальную деятельность.

    Создать условия для самостоятельной поисковой, музыкальной и изобразительной деятельности детей на участке групп.

    Разработать сценарии музыкальных праздников и развлечений.

    Организовать конкурсы детского изобразительного творчества, конкурсы чтецов, конкурс детских театрализованных постановок

Консультация «Экспериментирование летом».

Контроль «Создание условий для развития познавательной активности и любознательности».

Организация элементарной экспериментально - опытнической деятельности «Лаборатория Умелкина», проведение дня Юного следопыта.

Тематические праздники к дню защиты детей, к дню независимости России.

Литературная викторина «В гостях у сказки».

Тематические часы «Пушкинские дни в России», «День независимости».

Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей».

Выставка детского творчества «Моя любимая сказка».

Конкурс совместного творчества детей и родителей «Счастливое детство»

2. Летний режим дня

8-00 - 8.30 Приём детей. Осмотр. Игры. Оздоровительная работа: гимнастика, бег на выносливость.

8-30- 9-00 Подготовка к завтраку. Завтрак, оздоровительная работа: полоскание рта.

9-00- 9-35 Подготовка к занятиям: 3 раза в неделю физкультурные занятия; развлечения

9-35 - 12-00 Оздоровительная работа: прогулка, воздушные ванна, солнечные ванны,

минитуризм, бег, хождение босиком, дыхательная гимнастика, игры,

наблюдения.

          Возращение с прогулки, обливание ног.

          Подготовка к обеду, обед, полоскание рта.

12-30-15-00 Подготовка ко сну, сон

          Подъём детей, гимнастика после сна, влажное обтирание шеи, рук, лица.

15-30- 15-50 Подготовка к полднику, полдник.

15-50 -17-00 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, труд детей на участке.

3. Оздоровительная работа с детьми на летний период

Максимальное пребывание детей на свежем воздухе

    Утренний приём ежедневно

    Утренняя гимнастика ежедневно

    Физкультурные занятия 3 раза в неделю

    Прогулки ежедневно

    Экскурсии 1р в неделю

    Простейший туризм 1р в месяц

    Дни здоровья 1р в квартал

    Мини спортокиады 1 р в месяц

2. Методы закаливания

    Солнечные и воздушные ванны ежедневно

    Обливание ног на территории д/с ежедневно

    Обширные умывания ежедневно

    Полоскание горла (прохладной водой) 3р в день

    Босохождение ежедневно

    Корригирующая гимнастика ежедневно

3.Профилактическая

    Строгое соблюдение санитарно- гигиенического режима в д/с ежедневно

    Включение в меню свежих овощей, фруктов, соков ежедневно

    «С» витаминизация ежедневно

    Беседы с родителями в течение года

    Организационно - педагогическая работа.

Ответственные

Оперативное совещание по подготовке ДОУ к летнему периоду

Заведующий

Инструктаж по охране жизни и здоровья детей

Заведующий

Консультации «Особенности планирования воспитательно- образовательного процесса в летний период с учетом ФГОС

Заведующий

Консультации по санитарно - эпидемиологическому режиму ДОУ в летний период

Заведующий

Заведующий

Систематизация материалов по работе летом по разделам:

    Физкультурно - оздоровительная работа

    Основы безопасного поведения

    Познавательные игры

    Элементарная опытническая деятельность

    Художественно- эстетическое воспитание

    Культурно - досуговая деятельность

Воспитатели

Разработка спортивных праздников и развлечений

Воспитатели

Разработка сценариев музыкальных развлечений и тематических праздников

Воспитатели

Организация тематической выставки «Работа с детьми в летний период»

Заведующий

Оформление информационных стендов для родителей (режим дня, рекомендации по закаливанию, познавательному развитию детей в летний период)

Воспитатели

Анализ предметно - развивающей среды в группах, подготовка перечня пополнения ПРС к новому учебному году

Заведующий, воспитатели

Оперативное совещание по итогам подготовки к летнему оздоровительному периоду

Заведующий

Заведующий

Организация выставки методической литературы по проведению целевых экскурсий, прогулок в природу.

Заведующий

Консультация «Организация закаливания в летний период».

Заведующий

Консультация «Профилактика желудочно -кишечных заболеваний».

Заведующий

Консультация по организации и проведению тематической недели здоровья.

Заведующий

Консультации «Формы оздоровительных мероприятий в летний период»

Заведующий

Организация конкурсов детского творчества:

    Мир глазами детей (конкурс рисунков на асфальте)

    Моя любимая сказка

Воспитатели

Организация конкурса совместного творчества детей и родителей «Счастливое детство»

Воспитатели

Консультация для родителей «Профилактика кишечных инфекций».

Воспитатели

Мониторинг

Объект: физкультурно - оздоровительная работа

Цель: выполнение режима дня, проведение закаливания, организация и проведение прогулки

Заведующий

Консультация «Обучение безопасному поведению на улице, в лесу, на воде».

Воспитатели

Консультация «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения».

Консультация по организации и проведению тематической недели осторожного пешехода.

Предупредительный контроль

Объект: воспитательно - образовательная работа

Цель: соответствие содержания перспективно - календарных планов задачам летней оздоровительной работы

Заведующий

Консультация для родителей «Как выработать навыки безопасного поведения на улице»

Воспитатели

Информационные стенды для родителей «Правила пользования общественным транспортом», «все начинается с малого» (по правилам дорожного движения)

Организация конкурса совместного творчества детей и родителей «Страна светофория»

Мониторинг

Объект: предметно - развивающая среда

Цель: создание условий для развития познавательной активности и любознательности

Заведующий, воспитатели

Анализ летней оздоровительной работы ДОУ

Заведующий

    План - календарь педагогических мероприятий

Ответственные

ИЮНЬ

Музыкальный праздник, посвященный Дню защиты детей

Чтение художественной литературы (Н.Д.Шаховская -Шик «Рассказы о детях», Н. Майданик «Нашим детям», Л.Воронкова «Что сказала бы мама»)

Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей»

Выставка совместного творчества детей и родителей «Счастливое детство»

Воспитатели

День юмора и смеха

(чтение рассказов Н.Носова, К. Чуковского, игры с воздушными шарами и мыльными пузырями, чтение небылиц Г.Кружкова, Игры «Найди ошибки художника, «Кто смешнее придумает название»

Воспитатели

Воспитатели

Тематический час «Пушкинские дни в России»

(Чтение произведений А.С.Пушкина, рассматривание иллюстраций к произведениям автора, прослушивание произведений в аудиозаписи, рисование «Моя любимая сказка», конкурс чтецов «Стихи А.С.Пушкина»)

Воспитатели

Выставка детского творчества «Моя любимая сказка»

Воспитатели

«Троицкие гуляния»

Воспитатели

Тематические часы, посвященные Дню независимости России. (Чтение художественной литературы А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей», С.Михалков «О Родине», Е.Кислякова «Россия - моя Родина», рассматривание альбомов «Россия - Родина моя», «Москва».

Воспитатели

Тематический праздник «Мы живем в России»

Проведение конкурса чтецов «Моя Россия»

Воспитатели

Неделя здоровья

(беседы с детьми «Если хочешь быть здоров», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Друзья Мойдодыра», «полезные и вредные продукты», «Осторожно, ядовитые растения», рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни, заучивание пословиц и поговорок о здоровье, чтение художественной литературы А.А.Милн «Воспаление хитрости», С.В.Михалков «Прививка» и др.

Воспитатели

Спортивное развлечение «Веселая физкультура»

Воспитатели

Летние олимпийские игры

Воспитатели

Конкурс совместного творчества детей и родителей «Если хочешь быть здоров»

Эстафета «Веселые старты» для родителей воспитанников старшей группы

Воспитатели

Театрализованная постановка сказки «Путешествие жителей Цветочного города по тропе здоровья».

Воспитатели

«Волшебная песочница» - организация игр и элементарной опытнической деятельности

Воспитатели

Славянский праздник Ивана Купала

Воспитатели

«Волшебная песочница» - организация игр и элементарной опытнической деятельности

Воспитатели

День детского сада

Беседы с детьми «За что я люблю детский сад», «Кто работает в детском саду»

Чтение художественной литературы, отражающие режимные моменты

Изготовление атрибутов для игр

Оформление эмблемы группы

Рисование «Моя любимая игрушка»

Конкурс стихов о детском саде совместно с родителями

Подвижные игры: «Ищи клад», «Скакалки», «Ловишки»

Сюжетно - ролевая игра «Детский сад»

Воспитатели

День именинника

Оформление группы, поздравление именинников

Игры - забавы

Прослушивание любимых детских песен

Подвижная игра: «Каравай», игры с воздушными шарами и мыльными пузырями, «Прятки».

Сюжетно - ролевая игра «Кафе»

Воспитатели

День Радуги

Чтение песенок и речёвок про радугу

Экспериментирование - образование радуги

Подвижные игры «Цветные автомобили», «Солнышко и дождик», «Встань на свое место».

Дидактические игры «Собери радугу», «Собери цветик - семицветик»

Рисование «Радуга», «Радужные история»

Сюжетно - ролевая игра «Зоопарк»

Воспитатели

ИЮЛЬ

День цветов

Чтение художественной литературы, наблюдение за растениями клумбы, рассматривание иллюстраций, беседы о цветущих растениях, изготовление цветов из бумаги (способом оригами), рисование цветущих растений, оформление альбома «Мой любимый цветок»

Воспитатели

Музыкальное развлечение «Лето красное»

Беседы: «Любимое время года», «Почему лето называют красным»

Чтение стихов, отгадывание загадок о лете

Аппликация «Летний денек» (обрывание)

Рисование «Что нам лето подарило»

Воспитатели

День друзей

Беседа «Для чего нужны друзья»

Чтение художественной литературы М.Садовский «Друг или враг», В.А.Осеева «Три товарища»

Изготовление подарка другу

Рисование портрета друга

Воспитатели

День семьи «Ромашковое счастье»

Рассматривание семейных альбомов, изготовление семейных оберегов (родители детей)

Конкурс рисунков «Моя семья»

Конкурсно - игровая программа совместно с родителями

Проведение конкурса чтецов «Моя семья»

Воспитатели

Неделя осторожного пешехода

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций

Беседы с детьми «Наш друг - светофор», «Зачем нужны дорожные знаки»

Проигрывание ситуаций по ППД

Музыкальный игровой досуг «Правила дорожного движения»

Воспитатели

День опытов и экспериментов.

Занимательные опыты «Лаборатория Умелкина»

Беседы о технике безопасности во время проведения опытов и экспериментов, игры с водой и другими материалами

Воспитатели

День юного следопыта

Беседы с детьми по теме дня

Развлечение «В поисках клада» 9каждой группе выдается маршрут, в результате движения по которому дети находят клад - сладкие призы)

Воспитатели

В мире природы

Игры, циклы наблюдений, целевые прогулки, беседы о правилах поведения в природе, трудовые десанты, экологические патрули, разучивание стихов о лете

Воспитатели

День юных пожарных

Беседы с детьми, чтение художественной литературы С.Маршак «Кошкин дом», Л.Н.Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»

Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Загадай -ка» и др.

Подвижная игра «Пожарные»

Сюжетно - ролевая игра «Служба спасения»

Выставка рисунков «Огонь - наш друг, Огонь - наш враг»

Воспитатели

День огородника

Рассматривание иллюстраций

Чтение художественной литературы Д.Родари «Чиполлино», Л.Богословская «Жаркий спор», В.Сибирцев «Огород», Н.Носов «Огородники»

Отгадывание загадок

Дидактические игры «Найди по описанию», «Вершки - корешки», и др.

Подвижные игры «Съедобное - несъедобное», «Найди пару»

Нетрадиционное рисование «Забавные овощи»

Воспитатели

День именинника

Игры - забавы

Подвижная игра «Каравай»

Воспитатели

День природы

Наблюдение за погодными явлениями

Рассматривание альбома «Времена года»

Конкурс загадок о природе

Чтение художественной литературы природоведческого характера

Игры с природным материалом

Изготовление красной книги, альбома Родной край

Изготовление вертушек, воздушного змея, знаков «Правила поведения в природе»

Дидактическая игра «Назови дерево по листу»

Подвижные игры с мячом

АВГУСТ

«В гостях у сказки» слушание сказок в аудиозаписи, чтение.

Литературная викторина по сказкам.

Воспитатели

День мяча

Спортивные подвижные игры

Воспитатели

Неделя театральных встреч

Беседы о театральном искусстве «С чего начинается театр», разыгрывание сказок по ролям, подготовка афиш, декораций и костюмов к показу групповых театральных постановок, взаимопросмотры

Воспитатели

Неделя любимой игрушки и игры

Беседы «Моя любимая игрушка»

Русские народные игры

Рассматривание альбомов «Народная игрушка»

Изготовление игрушек своими руками

Развлечение «Играй -город»

Воспитатели

Народный праздник «Яблочный Спас - все про запас»

Воспитатели

День государственного флага

Рассматривание альбома «Россия - Родина моя», флага РФ и флагов разных стран

Беседа с детьми «Флаг России»

Чтение стихов о родном крае

Аппликация, рисование «Российский флаг»

Воспитатели

День животных

Беседы «Дикие и домашние животные», «Почему появилась Красная книга»

Рассматривание открыток, иллюстраций, альбомов

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок

Рисование

Дидактические игры «Кто где живет?», «Чьи детки?», «Кто как кричит», «Найди пару», «Кто спрятался»

Подвижные игры «У медведя во бору», «»Волк и зайцы», «Бездомный заяц», «Зайка серый умывается»

Сюжетно - ролевая игра «Ветеринарная больница»

Экскурсия на остров

Воспитатели

День огородника

Рассматривание иллюстраций, открыток по теме, отгадывание загадок

Чтение художественной литературы

Инсценировка «Спор овощей»

Оформление газеты «Удивительные овощи»

Дидактические игры: «Найди по описанию», пазлы, разрезные картинки, домино, «Чудесный мешочек», «Вершки - корешки»

Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное», «Найди пару»

Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин», «Семья»

День Родного края

Беседы: «Край, в котором мы живём», «О чем рассказывают памятники», «Люди, прославившие наш край».

Чтение художественной литературы В.Степанов «Что мы Родиной зовем»

Беседы о природных богатствах родного края.

Чтение и разучивание стихов о родном крае

Рассматривание книг, альбомов, иллюстраций о достопримечательностях села.

Прослушивание в аудиозаписи песен, мелодий, отгадывание загадок

Дидактические игры: «Ассоциация - село», «Что где находится» (схемы, карты)

Сюжетно - ролевая игра «Железная дорога», «Больница»

Рисование «Наша улица»

День именинника

Игры - забавы

Подвижная игра «Каравай»

Игры с мыльными пузырями, изготовление подарков для именинников

Праздник «День рождения только раз в году»

Воспитатели

Музыкально спортивный праздник «До свидания, лето»

Воспитатели

День пожарной безопасности

Игры «Пожароопасные предметы», «Что необходимо пожарному»

Отгадывание загадок

Беседы «Правила поведения при пожаре»

Рассматривание альбома «Люди героической профессии»

Чтение и обсуждение художественной литературы

Дидактические игры «Предметы - источники пожара», «Домашние помощники»

Подвижные игры «Ловишки», «Найди предмет», «Пробеги тихо, с кочки на кочку».

Сюжетно - ролевая игра «Отважные пожарные»

Воспитатели

Народный праздник Ореховый Спас

Воспитатели

    Контроль - аналитическая деятельность

Текущий контроль

Цель: изучение деятельности и определение эффективности работы

Мероприятия

Технология

Выход результата

Выполнение инструктажа по охране жизни и здоровья детей противопожарной безопасности

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, предупреждение травматизма и заболеваемости

В течение летнего оздоровительного периода

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Организация и интеграция различных видов детской деятельности

В течение летнего оздоровительного периода

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Организация питания детей, питьевого режима

В течение летнего оздоровительного периода

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Проведение воспитателями оздоровительных мероприятий в режиме дня

В течение летнего оздоровительного периода

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Выполнение сотрудниками режима дня, санэпидрежима

В течение летнего оздоровительного периода

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Ведение документации

В течение летнего оздоровительного периода

Анализ, наблюдение, беседа

Оперативное совещание

Для выполнения задач плана летней оздоровительной работы провести следующие виды контроля:

Объекты контроля

Цель контроля

Вид контроля

Методы и формы контроля

Сроки, выход результата

Подготовка к летнему оздоровительному периоду

Определение уровня готовности работы детского сада в летний период

Наблюдение, анализ, беседа

Воспитательно - образовательная работа

Соответствие содержания перспективно - календарных планов задачам летней оздоровительной работы

Анализ планов воспитательно - образовательной работы

В течение ЛОП ОС

Физкультурно - оздоровительная работа

Выполнение режима дня, проведение закаливания, организация и проведение прогулки

Наблюдение, беседа

В течение ЛОП ОС

Предметно - развивающая среда

Создание условий для развития познавательной активности и любознательности

Наблюдение, анализ планов воспитательно - образовательной работы, беседа

В течение ЛОП ОС

Условные обозначения:

ОС - оперативное совещание

М- мониторинг

П - предупредительный

    Работа с родителями

Ответственные

Информационная деятельность:

    Оформление информационных стендов по организации активного отдыха в летний период

    Оформление информационных стендов по ОБЖ, ЗОЖ

Июнь - август

Воспитатели

Консультации:

    Как выработать навыки безопасного поведения на улице

    Профилактика кишечных инфекций

    Познавательное развитие детей летом

Индивидуальные консультации по проблемам воспитания

Консультации с родителями вновь поступающих детей

Июнь - август

Воспитатели, заведующий

Совместная деятельность детского сада и семьи:

    Привлечение родителей к оснащению участка для игровой деятельности

    Привлечение родителей к организации и проведению совместной культурно - досуговой деятельности

    Проведение совместных спортивных мероприятий, организация выставок, конкурсов в детском саду

    Привлечение родителей к оказанию помощи в проведении ремонта детского сада

Май - август

Июнь - август

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

заведующий

Сотрудничество с родителями в период адаптации

    Анкетирование родителей по выявлению детей с предпосылками к тяжелой степени адаптации

    Круглый стол по проблеме постепенного перехода из семьи в дошкольное учреждение

Июнь - август

Воспитатели

8.Санитарно - просветительская работа

Ответственные

Консультации:

    Санитарно - эпидемиологический режим в ДОУ в летний период (для всех сотрудников)

    Профилактика кишечных заболеваний (для младших воспитателей, поваров, родителей)

    Профилактика солнечного и теплового удара у детей (для педагогов, младших воспитателей, родителей)

    Организация гигиенических и закаливающих процедур (для вос-лей, мл.вос-лей)

    Профилактика травматизма (для педагогов, младших воспитателей, родителей)

    Как организовать летний отдых детей (для родителей)

    Первая помощь при отравлении, солнечном и тепловом ударе (для родителей и персонала)

Заведующий

Наглядные санитарные листки

    Правила поведения у воды

    Осторожно! Ядовитые растения

    Профилактика кишечных заболеваний

    Первая помощь при отравлении, солнечном и тепловом ударе

В течение ЛОП

Заведующий

9.Административно - хозяйственная работа

Ответственные

Внутренняя приёмка территории ДОУ к летнему оздоровительному периоду

Заведующий

Инструктаж сотрудников ДОУ:

    По охране жизни и здоровья детей в летний период

    По технике безопасности

    По противопожарной безопасности

Заведующий

Организовать:

    Посадку культурных растений в цветниках

    Завоз песка

    Ежедневный полив участка

Май - июнь

В течение ЛОП

Воспитатели

Заведующий

воспитатели

Обновить (покрасить) клумбы, физкультурное оборудование, песочницы, скамейки, детских построек

Май - июнь

Воспитатели

Заведующий

Ольга Мокшина
Консультация «Организация работы с детьми в летний период»

Лето – такое время года, когда жизнь в детском саду совершенно меняется. Это сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.

Воспитательно-образовательный процесс состоит из образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности игровой, трудовой, музыкальной, чтения, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и взаимодействием с семьями воспитанников. Основную часть времени дети проводят на улице. Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм , оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых – как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе , творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к до-школьному образованию. В летний оздоровительный период мы продолжаем работать по следующим направлениям развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Можно больше времени отвести на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; на развитие воображения и творческой активности, на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; уделить больше времени обогащению активного словаря, развитию связной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой; реализацию самостоятельной деятельности детей – изобразительной, музыкальной. Особое место отводится физическому развитию детей. Согласно санитарным правилам в теплое время го-да при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе . Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Важно так организовать жизнь дошкольников , чтобы каждый день при-носил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени , играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.

В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.

В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе : прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.

Основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма . Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.

Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому подготовка к летней оздоровительной компании начинается еще в мае : педагоги и родители разбивают цветники на участках, приводят в порядок территорию детского сада.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной.

Принципы планирования оздоровительной работы

При планировании оздоровительной работы следует придерживаться следующих принципов :

– комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;

– непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

– использование простых и доступных технологий;

– формирование положительной мотивации у детей, родителей и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;

– повышение эффективности системы профилактических и оздорови-тельных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов : оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного со-стояния учреждения, организации питания , воздушно-теплового режима и водоснабжения.

Целью организации работы в летний оздоровительный период является повышение качества оздоровительной работы с воспитанниками и широкая пропаганда здорового образа жизни среди всех участников воспитательно-образовательного процесса в летний период .

Основными задачами работы ДОУ в летний период являются :

– реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей;

– создать комфортные условия для физического, психического, нравственного воспитания каждого ребенка, развития у них любознательности и познавательной активности;

организовать здоровьесберегающий режим, обеспечивающий охрану жизни, предупреждение заболеваемости и детского травматизма;

– осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период .

При подготовке к следует исходить из необходимости учета следующих факторов :

– индивидуальных социально-психологических особенностей детей;

– особенностей климатической зоны.

Система оздоровления детей в летний период включает в себя :

При планировании работы с воспитанниками в летний период педагогу следует принимать во внимание ФГОС дошкольного образования. Так, в соответствии с данным документом необходимо создать условия для организации самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности взрослых и детей в группе, а также на участке детского сада.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом , чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра.

В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности : двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно - исследовательская, музыкально – художественная, чтение художественной литературы, игровая.

Перед тем как вывести воспитанников на прогулку, педагог обязан тщательно осмотреть участок. Педагоги должны знать ядовитые растения и кустарники, растущие на территории ДОУ, рассказать о них детям.

Участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей (с политым и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка). Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой.

В летнее время на улице с детьми можно организовать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, изонить, бумагопластика, макраме и т. д.)

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают благо-приятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы, повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературyый досуг , викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр – драматизаций .

Не следует забывать и о трудовой деятельности : закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений , дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно – бытовому труду.

Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно – исследовательской деятельности : наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы, построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком, решению проблемных ситуаций.

Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают музыкально – дидактические игры, организация слушания , пения, создание условий для детской творческой импровизации.

Большое внимание в летний период уделяется всевозможным целевым прогулкам экологического содержания за пределы территории детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию до-школьников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых.

– ежегодно к летнему оздоровительному периоду проводится ремонт и покраска оборудования, участки дополняются малыми архитектурными формами, игровым оборудованием;

организуется подвоз земли и песка, высадка деревьев, разбивка цветников;

– каждый день организуется работа взрослых по соблюдению санитарно-гигиенических требований (обрабатывается песок в песочницах, ежедневно моется пол на верандах, в жаркую погоду участки поливаются водой, своевремен-но скашивается трава и т. д.);

организуется предметно-развивающая среда на территории ДОО (оборудование для игровой и познавательно-исследовательской деятельности в песке и воде, выносные зонтики, теневые навесы, чехлы для песочниц, расширяется ассортимент выносного оборудования);

– соблюдается режим дня , соответствующий ООП ДОО;

– соблюдается питьевой режим летнего оздоровительного периода , соответствующий ООП ДОО (питье выдается по первому требованию ребенка) ;

– увеличивается продолжительность прогулок и сна (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений, п. 2.12.14);

– различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение) и самостоятельная деятельность детей организуются на воздухе ;

– проводятся регулярные беседы по теме : «Формирование представлений о здоровом образе жизни» .

Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.

Кирилл Михайлов
Организация деятельности воспитанников в летний период

Лето - самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.

Одним из важнейших вопросов в работе "учреждения в летний период является организация досуга детей . В дошкольном возрасте, с одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

И очень важно так организовать жизнь , чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени , играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали их.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм , оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив учреждения.

Основные задачи работы в летний период :

Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;

Реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей , развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности;

Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период .

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра .

В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности : двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно - исследовательская, музыкально - художественная, чтение художественной литературы, игровая.

На спортивных и игровых площадках обеспечиваются :

Закрепление и совершенствование различных видов движений у детей (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания) ;

Развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости) ;

- воспитание положительных нравственно - волевых черт личности (активности, самостоятельности) .

В качестве основных средств воспитания и развития движений у детей летом используются : подвижная игра, игровые упражнения, спортивные игры, «школа мяча» , «школа скакалки» , игры - эстафеты, спортивные праздники и развлечения.

Лето - благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно - гигиенических навыков.

Можно практиковать выполнение коллективных работ с использованием различных техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте, детского дизайна, поделок из бросового материала. Тема продуктивной деятельности может быть разнообразной.

Нельзя забывать и о трудовой деятельности : закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений , дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам , хозяйственно бытовому труду.

Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно - исследовательской деятельности : наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы, построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком, решению проблемных ситуаций.

Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают музыкально - дидактические игры, организация слушания , пения, создание условий для детской творческой импровизации.

Что касается детей школьного возраста, то в системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности , играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Лето - это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.

Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Реальность такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний отдых - это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка.

Организация досуга , игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребенка, балансирует его мышление и эмоции.

Список использованной литературы

1. Детский летний лагерь как социально-культурный институт : / / Научный поиск : Сб. студенческих научных работ. Под ред. и. г. Абрамовой. - СПб.: ИСГУ, 2006

2. Ерошенков и. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ и. Н. Ерошенков. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004

3. Ильина Л. А. Состояние и проблемы развития детского отдыха на современном этапе // Научный вестник МГИИТ, 2010. N 4

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. высш. учеб. заведений/ А. В. Мудрик. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия» , 2009

5. Программное обеспечение летнего отдыха детей : метод. пособие / Под общ. ред. Н. Н. Жуковицкой, Н. П. Царевой. - Санкт-Петербург : ЛОИРО, 2012

6. Сластенин В. А. Педагогика. - М.: Академия, 2002. 7. Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха . - М., 2011

7. Фришман И. И. Организация летнего отдыха детей и подростков : идеи и концепции / / Народное образование. - 2013. - N3

Публикации по теме:

Доклад «Безопасность детей в летний период» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 ст-цы Камышеватской МО Ейский район Доклад на.

Конспект трудовой деятельности с детьми в летний период «Маленькие садовники» (средняя группа) Цель: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Задачи: Образовательная: формировать социальный интеллект; Развивающая:.

Конспект трудовой деятельности с детьми в летний период «Юные дизайнеры» (средняя группа) Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Задачи: Образовательная: формировать умение техники плетения.

Организация и проведение подвижных игр в летний период Игра – непременный спутник детства. Игра заменяет детям труд. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует.