Китайцы придумали старинный способ гладить одежду. Чем гладили одежду в старину? А зачем вообще гладить одежду

Если речь заходит о старинном быте, и современные женщины начинают на себя его примерять, то чаще всего они сходятся во мнении. «Все, что угодно, но как жить без стиральной машинки не представляю!» И недаром...

Стирка, полоскание, глажка белья – всегда были сугубо женской работой, а физических сил и здоровья требовалось много. Семья была большая, нужно было одежду постирать на всех.

«Девять из десяти хозяек в старину в один голос назвали бы стирку белья самой хлопотной и неблагодарной домашней работой. Как говорили в народе, совсем не варило (стряпня) бабу постарило, а возня с грязными сорочками и портками. Муж на то и муж, чтобы однажды явиться домой совершенно грязным: еще утром, казалось бы, надел чистейшую сряду (одежду), а к вечеру она уже «присеки огня» (очень грязная). В таких случаях наших прабабушек всенепременно выручал валёк-колотушка – вещь в хозяйстве незаменимая: им можно было и неряшливого муженька поколотить для науки, а лучше всего, вздохнув глубоко и прихватив «уделанные» порты, бежать на речку, чтобы отстукать их до прежней чистоты. Недаром прачек в старину называли «портомойками». Да и само слово «прачка» означает, что белье во время стирки не просто слегка треплют, кое-как полощут, а именно прут (жмут, давят, колотят вальком), прилагая значительные физические усилия» — гласит сайт Егорьевского историко-художественного музея.

В старину в дубовую бочку наливали воду. А чтобы она вскипела, клали в нее раскаленные камни. Вместо порошка чаще всего пользовались щелоком (распаренной золой).

Потом в ход шел валёк.

Белье вальком выколачивали, буквально выбивали грязь из белья. Мокрое белье клали на мостки и колотили вальком. Потом снова мочили щелочным раствором и снова колотили; так несколько раз.
Да! Валек считался хорошим подарком для девушки! Вот откуда пошла традиция дарить сковородки

« Самыми нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам. … Во многих местах России муж должен был присутствовать при родах жены и кричать вместе с нею, корчась от «боли». Любопытный вариант этого обычая зафиксирован в Полесье: «Измученная схватками жена просит мужа передать ей валек. Но вместо того, чтобы подложить его себе под спину, она бьет им мужа. На вопрос захваченного врасплох супруга, не рехнулась ли она часом, та отвечает: «А тебе больно? Вот мне больно, пусть и тебе так же будет». (Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. М. «Ладомир». 2001.-С. 130, 127, 67.)

Потом полоскали белье, на речке, конечно же.

Вот так зимой на реке еще наши бабушки совсем недавно полоскали. В 1980, например. Ходили зимой с соседками на речку, воды не натаскаешься.

Ну вот, все постирано. Теперь осталось всего ничего – погладить.

Пользовались рубелем и каталкой. Рубель – от слова «рубить», выемки вырубались топором.


Ткань наматывали на каталку, свободный конец ткани прижимали к концу стола и с силой прокатывали ребристой поверхностью рубеля по каталке. Так несколько раз, пока ткань не разгладиться.

Фитнес нервно курит в сторонке)

А еще рубель использовали, как музыкальный инструмент. Водили по ребристой поверхности деревянной ложкой)
Рубель нашим мамам заменила стиральная доска.


Потом появились чугунные утюги. В них клали раскаленные в печке угли. Они были очень тяжелые. А еще от них можно было угореть.

Знаете ли вы, как и чем гладили отстиранное бельё наши предки? Сколько затрачивалось на это времени, сил и средств? Принесло ли изобретение чугунного утюга долгожданное облегчение? С какой опасностью было сопряжено глаженье белья? В этой статье я расскажу вам об этом!

Каких только нет сейчас утюгов! Беспроводные, с пароувлажнителями, с датчиками и индикаторами, с десятью режимами для каждого вида ткани. Гладильные доски тоже не отстают, и дарят нам уйму удобств: они могут настраиваться под любой рост и даже встраиваться в мебель. А внешний вид и того и другого? Так бы и гладила бельё весь день!.. Спросите у своих бабушек и прабабушек, было ли им так же легко справляться с хозяйством? Нет, тяжко, ответят они.

До появления современного утюга глаженье белья отнимало весь день и все силы. После того, как хозяйки проходили все муки ручной стирки щёлоком (который наносил изрядный вред коже рук и ногтям), им на следующий день предстояло совершить ещё один подвиг – погладить отстиранное. И по сравнению с ним, подвиги Геракла просто прогулка по парку. Так давайте ознакомимся со старинным способом глажки белья.

До XVII века

В Россию первые чугунные утюги попали вместе с поляками и литовцами во время Смутного времени (1598 – 1613 годы). А до этого бельё, считай, и не гладили – его разминали до тех пор, пока оно не становилось мягким.

Процесс «раскатки» белья проводился с помощью рубеля и обычной скалки. Рубель – это доска из твёрдых пород дерева прямоугольной вытянутой формы с рукояткой на конце. На одной его стороне находились поперечные зазубрины, а другая украшалась резьбой или орнаментами.

Бельё складывалось несколько раз узкой полосой и наматывалось на скалку. Намотка должна была быть очень плотной и без складок. Затем хозяйка катала этот свёрток по столу, с силой прижимая его рубелем. Зазубрины на рубеле разминали ткань, и из неё выходила последняя грязь. Раскатанное таким способом бельё становилось мягким и белоснежным.

Правда, чтобы довести ткань до такого состояния, нужно было приложить много-много усилий. Раскатка – дело не для слабых и изнеженных барышень!

С приходом утюга

Жизнь легче не стала. Во-первых, стоил он дорого, имелся не у всех, и поэтому являлся признаком достатка. Во-вторых, изготавливали его из чугуна, и весил он от 2,5 до 5 и даже 12 кг!

Существовало три вида утюгов: портняжные, прачечные и углевые. Первые были литыми, их раскаляли в печи, брали полотенцем и гладили так же, как и сейчас. С разницей, что утюг весил несколько килограммов, и его постоянно приходилось подогревать в печи. Этот момент, конечно, придавал делу элемент риска: можно было серьёзно обжечься или уронить утюг на ногу.

Прачечные утюги имели чугунную сердцевину, которую вынимали, разогревали в печи и вкладывали назад. Этот вариант был уже немного безопаснее, но также трудоёмок.

Угольные утюги, хоть и избавили хозяек от мороки часто бегать к печи, но были по-прежнему опасными. Железным совком во внутреннюю его полость засыпались раскаленные докрасна угли. Они подогревали подошву утюга, но их приходилось часто обновлять. Представьте: хозяйка должна была перевернуть тяжеленный и горячий утюг, вывалить из него угли в печь и засыпать новые. На словах это звучит просто, но попробуй, проделай эту операцию несколько раз! К тому же, горящие угли выделяют угарный газ, от которого можно было угореть.

Вот и не знаешь даже, что было легче: рубелем катать бельё по столу или чугунным утюжищем орудовать, почти как кувалдой. Ясно одно, чтобы в старину постирать и отгладить одежду, хозяйка должна была быть не хрупкой женщиной, а тяжелоатлеткой!

Трудно ответить на этот вопрос. Существует мнение, что первый утюг появился тогда, когда стали производить одежду из ткани, хотя археологи твердо уверены в том, что и древние люди гладили свои шкуры специальной отполированной костью убитого мамонта.
В IV веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Также известно, что первые утюги появились в Китае, еще в VIII веке, чтобы гладить шелк. Они представляли собой маленькие металлические печки или жаровни, заполненные внутри горячими углями.

История утюга в России короче, чем мировая. В России было особое изобретение, называлось оно рубель. Этот рубель и на утюг-то не был похож, толстый деревянный брусок с ручкой и рифленным краем. Гладили им так: бельё наматывали на скалку и катали ее ребристым деревянным рубелем. Толстый неподатливый холст разглаживался, растягиваясь по долевой и поперечной нитке. Процесс этот был очень утомительным, но неглаженое льняное полотно, из которого в старину шили одежду, было грубым, как рогожа, поэтому, приходилось катать. При помощи рубеля, ее не только могли разгладить, но и сделать мягче.

Первое упоминание о русском утюге нашлось в 1636 году в книге расходов царского двора: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано пять алтын, дабы он заделал утюг железный для царской палаты».
Железные, чугунные и бронзовые утюги пришли в наш быт в эпоху Петра Первого. Их отливали или ковали, по воле мастера придавая им форму льва, кита, корабля, украшая завитушками, но чаще - ничем не украшая. Просуществовал цельнометаллический утюг вплоть до 1967 года вместе со своими недостатками - горячей ручкой и способностью быстро остывать.

Горячие пластины из железа для глажки складок и ткани появились в Европе уже в 16 веке. Женщины использовали так называемые гавки – железные кружки, стеклянные шары с горячей водой.

Позже, когда в моде появляются рюшечки, бантики, складочки, появляются первые железные утюги, предназначенные для ухода за ними. В XVIII веке появились крохотные утюжки для модниц, которыми разглаживали перчатки, кружева и шляпки. Такие утюжки украшали фарфоровыми ручками и расписывали эмалью. Надо сказать, что стоили они тогда очень и очень дорого. Они богато украшались орнаментами, а во время визитов гостей, утюг выставляли напоказ, как украшение наряду с самоваром. Наличие такого атрибута в доме говорило о богатстве и благосостоянии хозяина.

По мнению историков, первый утюг на Руси появился в XVII веке - он был кованым и нагревался на печи.
В XVIII веке в нашей стране утюги стали изготавливать на демидовских заводах. Тогда был придуман первый утюг с вкладышем, который раскаляли и клали вовнутрь полого корпуса утюга. Вкладышей имелось несколько и вставляли их поочередно. Это позволяло гладить непрерывно. Также пользовался успехом и углевой утюг. Сначала он нагревался на углях, затем открывалась крышка и в корпус засыпали угли. Весил такой утюг немало.
Отдельно изготавливались утюги для разглаживания рукавов и воротничков. Это были удобные маленькие утюжки.

В начале XIX века американцы совершили прорыв – придумали газовый утюг. Но, к сожалению, в России таких утюгов не было и быть не могло.

В начале века в нашей стране не было газа. К тому же, газовые утюги часто взрывались.

Вскоре европейцы изобрели спиртовой утюг. Внутри утюга была колбочка, в которую нужно было заливать спирт. Спиртовые утюги не издавали запаха, не производили дыма и не образовывали копоти. Были безопасными. Но в России отношение к спирту всегда было особенным. До утюгов жидкость так и не дошла.

Электрификация решила много проблем. Появился электрический утюг 6 июня 1882 года, он был создан американцем Генри Сили. У первого в мире электрического утюга нагревательным элементом была электрическая дуга между угольными электродами, к которым подводился постоянный ток. Спираль, нагревающая подошву, решила многие проблемы.
Появились терморегуляторы. Для облегчения работы утюги снабжались увлажнителями разных конструкций. Казалось, он должен был бы произвести революцию, как лампочка, все прочие допотопные утюги должны были бы исчезнуть, но почему-то революция растянулась почти на сто лет.
В России первый электрический утюг был выпущен только в 1949 году.
Современный утюг гладит в любом режиме, сам опрыскивает ткань, сам отключается.
...Чтобы гладить современным утюгом, никакой особой сноровки не надо. Чисто, удобно, безопасно.

Сейчас со стиркой справится даже ребенок - загрузить стиральную машину, нажать пару кнопок и развесить уже почти сухое белье не сложно. А вот что делали, когда не то что горячей воды, а и мыла-то толком не было?

Предлагаю небольшую экскурсию в прошлое

Некоторые еще знают, что такое стиральная доска («у моей бабушки такая в деревне»), но мало кто видел ее в действии. А ведь она появилась только в начале 19 века и больше употреблялась в тесных городских условиях, лишенных простора и близкого соседства озера, реки или ручья.
Предшественниками такой ребристой доски были предметы, один внешний вид которых повергает человека непосвященного в ступор. Но – по порядку.

Чем стирали

Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам – не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень.

Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье».

Как и где стирали

Стирать с ним можно было следующим образом – в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные «бучные каменья», чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора.

Для этого золу смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор – концентрированный настолько, что его приходилось дополнительно разводить водой. Иначе одежда при стирке таким сильным щелоком могла быстрее изнашиваться.

Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился.

Никогда не стирали в бане, это считалось грехом. Бучить белье могли в доме или около бани, а значит, рядом с водоемом. Для стирки использовались чугуны, глиняные корчаги, корыта, ступы, песты, вальки…

Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь. Но не надо представлять себе женщину, мужественно вталкивающую тяжеленный чугун в устье печи – ей в этом помогал ухват и каток.

Если ухват знаком всем, то назначение катка следует объяснить – это специальная гантелеобразная деревянная подставка, по которой ручка ухвата вкатывала тяжелую емкость в жаркое нутро печи. Итог бученья белья – белоснежные скатерти и рубахи из домотканого полотна.

Еще одним орудием для стирки служил ВАЛЕК. Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами.

Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата подарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька - туловищем, а перекрестие у основания – руками.

Красивым резным вальком, расписанным яркой краской, девице жалко было и работать… В Национальном музее есть валек, по которому видно – владелица берегла его и в работу не пускала.

Любая ответственная хозяйка знает: стирка – это еще полдела, надо еще выгладить то, что отбелили заботливые руки.

Чем и как гладили одежду в старину

Какие приспособления имелись в домашнем хозяйстве наших бабушек и прабабушек, чтобы выгладить выстиранное?
в прежние времена не столько гладили, сколько «катали» белье. Чем? знакомьтесь:

Рубель и скалка

Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой.

Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки.И обворачивали ими скалку, образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед, размягчая и разглаживая льняную ткань - катали. И это был механический способ глаженья.

На Севере любимым приемом резьбы было «рытье», когда поверхность предмета покрывалась зубчатым узором, но могли и просто вырезать орнаменты тонкими контурными линиями. И опять на рубелях часто можно увидеть инициалы и даты – верные признаки того, что это подарок.

Катка белья требовала определенных физических усилий от женщины, но не стоит думать, что приход в деревенские дома металлического утюга сделал процесс глаженья более легким.

Первые утюги

Во-первых, такой утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Во-вторых, технология глаженья по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой.

Различали два основных типа утюгов – портняжные и прачечные, хотя в ходу в домах были и те и другие. Портняжный утюг, по сути, был остроносым бруском из чугуна с ручкой.

Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.

Портными, как правило, и были мужчины, и работать им приходилось с очень плотными тяжелыми тканями (мне однажды пришлось прошить такое сукно – делать это пришлось, краснея и пыхтя от натуги, да и с риском сломать иглу). И инструменты для глаженья были соответствующие.

Прачечные утюги нагревались иным способом: они были полые внутри и имели подвижную задвижку в широкой части корпуса – туда вкладывалась чугунная тяжелая сердцевина, нагретая на огне.

Еще один вид утюгов, использовавшихся в быту – это углевые или духовые утюги. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли.

Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глажке! Углевой утюг мог быть снабжен трубой и внешним видом больше напоминал допотопный пароход.

Представляя хозяйку, раскачивающую увесистое чугунное сооружение, убеждаешься – сноровка у наших "бабушек" был недюжинная, и сила – тоже. Естественно, современный пластмассово-тефлоновый красавец в разы легче своего чугунного литого предшественника.

Самый легкий весил 2,5 килограмма, среднего размера утюги в пределах 4 кг – для нескольких часов глажки цифра внушительная. Ну а самый тяжелый – литой портняжный гигант – заставил безмен жалобно крякнуть и показать 12 килограмм…

Одежда древних китайцев не поражала разнообразием. Более того мужские и женские наряды почти не отличались покроем. Все китайцы носили двубортные халаты, которые запахивались направо и подпоясывались. У знати нижняя изогнутая пола волочилась по земле, широкие рукава были намного длиннее рук. У простого люда — крестьян, ремесленников, воинов — халаты обычно доходили до колен. Под ними носили рубашки из полотна или шелка примерно такого же покроя и широкие штаны. Чтобы уберечься от дождя, бедняки плели накидки из травы. Зимой китайцев согревали шубы, подбитые лисьим или заячьим мехом.
На рисунке: женские шелковые туфли. На таком высоком каблуке можно было ходить только мелкими шажками.

Обуви придавали большое значение: выйти на улицу босиком считалось для знатного человека позором. В древности туфли из кожи, богатые щеголяли в шелковой обуви. А самые бедные довольствовались сандалиями из пеньки или соломы, которые утепляли внутри тканью. Причем мужская и женская обувь была так похожа, что, расходясь с веселой пирушки, гости запросто могли перепутать свои туфли.

Головные уборы с давних пор считались важнейшей частью туалета: их надевали, когда выходили на улицу, принимали дома гостей, даже читали и писали. Формы шапок часто менялись, и при этом приходилось учитывать прическу, потому что мужчины в Китае волос не стригли, а заплетали их в одну или две косы и укладывали в пучок на затылке или справа от макушки. В государстве Чжоу мужской парадный головной убор представлял собой прямоугольную шапку с полями спереди и сзади, к ним подвешивали яшмовые нити. Вроде бы красиво, но император Шихуанди почему-то запретил этот фасон. В эпоху Хань появились шапки из кожи с острым верхом и лентами, которые завязывали под подбородком. Часто китайцы ограничивались тем, что надевали на пучок из волос шелковый мешочек.

И, конечно, трудно представить настоящего китайца без веера (ими пользовались и мужчины, и женщины), зонтика — шелкового или из бамбука и промасленной бумаги, а также без мешочков с благовониями, которые подвешивали к поясу.

В общем, по отношению к одежде древние китайцы не проявляли особой изобретательности, и на протяжении веков мало что изменилось. Но не думай, что все жители Поднебесной имели одинаково невыразительный вид. Ведь и халат халату рознь. Одно дело — халат бедняка из дешевой ткани, и совсем другое — шелковый, фиолетового, голубого или пурпурного цвета да еще с роскошной вышивкой. Это уже произведение искусства. Кроме того, кокетливые китаянки очень следили за своей внешностью.

Красавицами считались женщины, чья внешность соответствовала строгим эталонам красоты.

Насчет эталона мужской красоты сведений не сохранилось, зато к женщинам предъявлялся длинный и четкий список требований. Красавице полагалось иметь высокий лоб, выразительные, глубокие, словно омут, глаза, маленький ротик с ярко-красными губами, ровные белоснежные зубы, нежную кожу, крохотные изящные ручки и ножки. Одним словом, китайцы хотели, чтобы женщина походила на фею.

Ради достижения этого идеала приходилось идти на всякие ухищрения. Китаянки выбривали волосы, чтобы увеличить лоб, лицо покрывали белилами и румянами, форму губ меняли с помощью помады, брови выщипывали по моде — в виде «крыльев бабочки» или «двух горных пиков». Прически были самых фантастических форм, не как у нас офисный дресс код: недаром поэты сравнивали их то с драконом, резвящимся в облаках, то с тучей. Волосы украшали гребнями и шпильками с подвесками, которые подрагивали при ходьбе и мелодично позвякивали. Так что, несмотря на однообразный покрой одежды, китаянки уже в древности умели привлечь к себе внимание мужчин. Они понимали, что главное оружие — это лицо, походка и то неуловимое женское обаяние, которое поэты считали «даром Неба».