Иглы для сухого валяния. Как выбрать иглы для валяния шерсти. Техника валяния. Техника сухого валяния для начинающих

Елизавета Румянцева

Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого.

Содержание

Валяние (фелтинг, фильцевание) принадлежит к давним разновидностям рукоделия. Изделия из валяной шерсти, созданные мастерицами со всей страны, расходятся в магазинах как горячие пирожки. Пошаговое валяние из шерсти для начинающих позволяет делать уникальные предметы. Фелтинг – это создание поделок из шерсти при помощи сцепления и переплетения волокон несколькими методами. Современное искусство фильцевания включает: мокрое, сухое валяние, нанофелтинг.

Особенности валяния из шерсти

Прежде, чем приступать к пошаговому валянию из шерсти для начинающих, нужно выяснить, что понадобится для этого увлекательного художественного процесса. Первое, что необходимо заказать – это любая натуральная шерсть. Материал имеется на полках специализированных универмагов и в интернет-магазинах. Какое сырье и инструменты лучше приобрести?

Поделки часто изготавливают из грубой шерсти овцы или верблюда. В качестве основы для изделия рекомендуется купить сливер – расчесанная овечья шерсть без остей. Набивкой, например, игрушки кота или тапочек зачастую становится очес, а для украшения предметов подходит меринос. Валяние невозможно осуществить иглой. Специальные инструменты бывают разных размеров (тонкие, толстые и средние), различных форм сечения (корончатые, треугольные, звездчатые). Итак, приобретаем набор для валяния из шерсти для начинающих и переходим к мастер-классам.

Мастер-классы по валянию из шерсти с пошаговым описанием работы

Этот раздел для тех начинающих мастериц, которые хотят попробовать свои силы в фильцевании. Узнаем, что собой представляет сухая методика валяния, мокрый фелтинг и валяние при помощи стиральной машины. Подробное изучение мастер-классов позволит изготовить изделия абсолютно любого уровня сложности: от мелких декоративных деталей до предметов одежды.

Техника сухого валяния для начинающих

Для пошагового валяния из шерсти для начинающих сухим способом нужна непряденая шерсть (оптимальный вариант – кардочес) и специальные иголки с зазубринами. Сухой фелтинг – это спутывания волокон материала между собой, в результате чего они трансформируются в войлок. Валяние таким методом осуществляется при помощи иголок с треугольным и звездчатым сечением. Подготавливаем шерсть, иглы для фильцевания, толстый кусок поролона и переходим к практике. Далее:

  1. Материал накладываем на поролон, спутываем при помощи иголки. Основу поделки иногда изготавливают из синтепона, покрывая ее сверху шерстью.
  2. При работе с иглами стоит проявить максимум аккуратности, потому что они острые. Иглу надо держать перпендикулярно поделке. Процесс создания любой вещи из фетра начинается с использования толстой иглы, которая постепенно меняется на тонкую.
  3. Изъяны в виде неровностей на художественном предмете сглаживаются с применением дополнительного сырья.
  4. Сухой фелтинг – это объемные сувениры (значки, брелоки), аксессуары (кошелек, сумка, переплеты для книг), пальто из валяной шерсти, шапки, валенки и так далее.

Мокрое валяние

Мокрое валяние из шерсти на марле выполняется с использованием теплого мыльного раствора (некоторые заменяют его жидким мылом). На марлю, по выбранной заранее схеме, кусочками выкладывается материал. Смесь делается так: измельчаем на терке пару кусочков мыла, стружку заливаем двумя литрами горячей воды, хорошо перемешиваем, ждем 2 часа, пока раствор станет густым. Далее поэтапно:

  1. Расстилаем клеенку на полу или другой удобной ровной поверхности. Сверху кладем марлю.
  2. Затем выкладываем основу, на нее фон и выбранный рисунок.
  3. Нитки накладываются крестообразно, полосками. Следим, чтобы в полотне не оставалось дырок, а слои материала ложились перпендикулярно. Их толщина должна быть одинаковой.
  4. Когда материал уже разложен в соответствии с чертежом, нужно побрызгать на ноге водой, прикрыть тканью из капрона и смазать мыльным раствором. Лишнюю жидкость убираем бумажной салфеткой.
  5. Следующий этап – валяние из шерсти картины, панно, игрушки или бижутерии (брошь, бусы). Мокрый фелтинг любого изделия заключается в том, чтобы ткань тереть вручную в разные стороны.

Валяние в стиральной машине

Фелтинг с применением стиралки относится к самому легкому и простому методу создания вещей из валяной шерсти. Нам пригодятся плотные формы для обваливания, которые обкручены волосками шерсти и помещены в гольф из капрона (или часть обычных капроновых колгот без дырок, стрелок). Приступаем непосредственно к созданию валяной поделки:

  1. Заготовку необходимо положить в мешок для стирки и поместить в стиральную машинку. Насыпаем в специальное углубление средство для стирки шерстяных вещей, устанавливаем цикл без замачивания и сушки. Для достижения оптимального результата ставим температуру 50 градусов.
  2. Когда машина закончит процесс стирки, вынимаем нашу готовую сваляную вещь. Если вы решили использовать форму для обваливания, то лучше извлечь ее из заготовки с помощью ножниц.

Где купить и сколько стоят наборы и шерсть для валяния

Для каждой начинающей рукодельницы, которая решила попробовать себя в искусстве фильцевания, всегда пригодится информация о том, где приобрести все нужные материалы и инструменты для фелтинга. Ниже находятся таблицы, в которых указаны точки продажи наборов для валяния, шерсти в Москве и Санкт-Петербурге. Вы найдете все необходимое для валяния в магазинах, представленных в таблицах.

Название магазина

Стоимость товаров, руб.

«Войлок»

Москва, улица Маломосковская 10

От 30 до 800

«Иголочка»

г. Москва, улица Академика Янгеля, дом 6 корпус 1 ТЦ "Калач"; Варшавское шоссе, дом 32; пр. Вернадского, дом 39.

г. Санкт-Петербург, ул. Байконурская, дом 14, лит. А ТРК «Континент».

От 150 до 750

«Три Катушки»

Москва, Дмитровское шоссе, дом 157, стр. 5

От 100 до 700

м. Люблино, ул. Краснодарская дом 57, корпус 3

От 50 до 800

Интернет-магазины

Видеоуроки по валянию изделий из шерсти для начинающих

С помощью бесплатных­ уроков по фелтингу каждый желающий получит шанс научиться валять необычные, красивые и полезные фигурки предметы. Попробуйте валяние игрушки из шерсти, сделайте цветы или бусы в качестве украшений. Узнайте, как создать яркий берет, каким образом выглядит валяние из шерсти тапочек мастер класс. Порадуйте себя любимую МК по изготовлению эксклюзивной сумки или теплого шарфа.

Сейчас в интернете можно встретить, огромное количество всевозможных игл для валяния. И как сложно разобраться во всем этом изобилии. Что просто необходимо купить, а что может и подождать. Сейчас, мы попробуем навести порядок и разложить все по полочкам.

(Filznadel) изготавливают из закаленной стали. Благодаря чему, они обладают хорошей упругостью и во время работы не гнутся. Когда вы, втыкаете иголку в шерсть, то насечки в нижней части иглы, зацепляют волокна шерсти и проталкивая их в нижние слои. В результате чего, происходит спутывание шерстяных волокон.

Строение иглы для валяния

Теперь, давайте по подробнее рассмотрим строение иглы.

Есть много модификации игл для валяния: укороченные, удлиненные,с измененной формой рабочей поверхности. Наконечник (кончик, носик) иглы для валяния также может быть разным. Они бывают заостренными, стандартными, закругленными, грубыми и тонкими.

Длина иглы для валяния

Иглы бывают от 6 до 13 см в длину.

Длина рабочей поверхности

Также, есть различия и в длине рабочей поверхности

Толщина иглы для валяния

Толщина иглы бывает - от 0,5 мм до 1 мм. От толщины иглы зависит ее номер (размер). Самым толстым иглам присваивают меньшие номера, например, №19 является самой толстой иглой. Игла №42 считается самой тонкой иглой.

Толстые иглы нужны для валяния грубой шерсти, а также их используют в самом начале валяния. В процессе валяния толстые иглы, меняют на более тонкие иглы, которые не оставляют "дырочек" и легче входят в шерсть.

Средней толщины иглами, можно свалять изделие сначала и до конца.

Тонкими иглами выполняют для финишную отделку деталей.

Виды сечений игл для валяния

Иглы для валяния, различаю еще форме сечения рабочей части. Можно сказать что это основной признак различия.

Рабочая часть иглы для валяния бывает: бриллиант-формой, треугольной, конусной, цилиндрической, тристар-формой и в форме звездочки.

Самыми распространенными иглами для валяния, являются - треугольные и звездчатые.

Виды засечек на игле для валяния

Интервал между засечками на иглах для валяния

Теперь, по подробнее о каждом виде игл и узнаем для чего они нужны.

Треугольные иглы (Triangular)

Треугольные иглы - имеют трехгранное сечение и используются как стартовые иглы, для на начальных этапов валяния. Простые по форме, они обеспечивают легкое проникновение иглы в изделие, и ускоряют процесс сваливания. Эти иглы бывают разные по толщине.

Толстые иглы - применяют на начальном этапе, ими сваливают грубые волокна.

Средней толщины иглами, можно свалять изделие сначала и до конца.

Тонкими иглами выполняют финишную отделку деталей.

Треугольные иглы бывают - 9 размеров. Приведены размеры игл для валяния иностранного производства, наши российские иглы имеют другую маркировку.

Тип Треугольная (трехгранное сечение):

Размер 19 (совсем грубая и толстая) Используется для тяжелой работы с грубой шерстью и растительными волокнами.

Размер 25 (очень грубая)

Размер: 32 (грубая)

Размер: 34 (толстая)

Размер: 36 (толстоватая) Используется для основной работы с грубой шерстью.

Размер: 38 (средняя) Универсальная игла.

Размер: 40 (тонкая) Подходит для тонких шерстяных волокон, мелких деталей.

Размер: 42 (супертонкая) Для финишной увалки изделия.

Размер: 43 (ультратонкая)

Иглы Звездчатые (Star)

Иглы звездчатые или их еще называют "звёздочки"имеют четырехгранное сечение. Это позволяет более эффективно (чем треугольные) сваливать волокна шерсти, это связанно с расположением и количеством зазубринок. Эти иглы применяют на финальных стадиях работ, в объемных игрушках. Ими полируют поверхность, они отлично приглаживают поверхность и не оставляют мелких дырочек. Так же ими удобно приваливать плоские детали.

Тип Звездчатая (четырехгранное сечение « звездочка, звезда »):

Размер: 38 (средняя)- универсальная игла, подходит для работы на всех этапах валяния. Для валяния плоских деталек (плавничков, ушек, хвостиков и тд.) для создания рельефов.

Размер: 40 (тонкая)

Корончатые иглы (Crown)

Отличительной чертой этой иглы является то, что зазубринки(насечки) расположены у неё лишь на конце острия. Корончатая игла была разработана кукольниками. Применяются для вваливания "шевелюры" волос, ресничек у кукол, лохматых игрушек. Строение корончатой иглы, позволяет работать ею только по поверхности изделия и не дает декору пробиваться на обратную сторону изделия. Игла "корона" не утапливает шерсть, а только фиксирует, это очень удобно для приваливания узоров и декорирования.

Тип Корончатая

Размер 36 Подходит для вваливания волос в голову игрушек, приваливания пятнышек и полосочек.

Размер: 38 (средняя) более тонкие чем 36 №, но чаще ломается

Размер: 40 (тонкая)

Размер: 42 (супертонкая)

Обратная игла (Inverted barb)

Обратная игла получила свое название из за того, что насечки на у нее, расположены в обратном направлении. При помощи этой иглы, ворсинки шерсти вытаскиваются из валяного изделия наружу. Это позволяет добиться интересных эффектов, например, меха у игрушек. Иглу использует для окончательной отделки изделия. Также, обратная игла помогает доваливать изделие с другой стороны, проткнув его насквозь (для мест с неудобным доступом, полостей и т. д.).Этой иглой можно "начесывать"" шерсть, то есть перемешивать поверхностные волокна, с глубоколежащими внутри волокнами. Хорошо это видно если внутренние и внешние волокна имеют разный цвет.

Тип Обратная треугольная

Серия сообщений "

В сухом валянии применяются особые иголки, имеющие насечки на боках, которые позволяют волокну схватываться друг с другом. Современный рынок предметов для рукоделий представлен таким широким ассортиментом иголок, различающихся по типам, размерным категориям и длине, что в них бывает сразу трудно разобраться: на каких стадиях валяния их следует использовать. В данном мастер-классе мы совместно в этом всём и разберёмся. У иголок для валяния существуют своя нумерация. Она обратно пропорциональна толщине игл. Более толстые иголки способствуют более быстрому сваливанию волокон друг с другом, но от них остаются крупные дыры в изделиях. Использование длинных толстых игл, как правило, актуально при формировании изначального вида изделия, а с целью «выглаживания» поверхностей идеально подойдут тонкие и короткие иголки.

В работе вы будете использовать 3-4 иглы. Наибольшей популярностью пользуются звёздочные иглы №38 и треугольные №36, 38, а также 40. Попадаются в лавках для рукодельниц и наборы из этих игл.

Каждой из этих иголок присуще специальное предназначение :

№36 - используется в начале процесса, когда происходит грубая и ускоренная часть валяния;

№38 - соединять слоя шерсти и приваливать войлочные детали между собой призвана именно эта игла за счёт своей универсальности;

№40 - используемая для работы с мелкими элементами, а также для «выглаживания» поверхности. Это превосходный вариант при валянии мериносовых типов шерсти.

Звёздчатая игла снабжена 3-мя или 4-мя насечёнными гранями, за что получила дополнительное название «трёхлучевая» и «четырёхлучевая». Количество насечек прямо пропорционально числу граней, поэтому шерсть данной иглой валять быстрее и удобнее.

Звёздчатая игла №38 рассчитана на быструю и тонкую часть валяния. «Трёхлучевая» используется во время приваливания шерсти к тканевой основе, а также в процессе валяния плоских изделий (ушей, хвостиков). «Четырёхлучевые» используются для основных и отделочных работ.

Выше мы привели описания для главных видов иголок для валяния, однако в лавках для рукодельниц вы можете встретить и другие виды.

Корончатая иголка (№36, 38, 40, 42) имеет сечение также треугольное, но своё название она получила из-за насечек в виде короны на конце иглы. Подобными иголками удобно производить работы на поверхностях. Они не проваливаются глубоко в материал. Корончатой иглой, как правило, приваливают локоны к головам кукол, шерсть к тканевым основам.

Обратной иголкой (№32, 40) производят вытаскивание ворса из валяных изделий наружу. Так обычно, распушивают игрушки или добиваются необычной игры оттенков, смешивая глубоколежащее волокно с поверхностным.

Крученая иголка (звёздчатая №36 и треугольная №40) отличается закрученной спиралью рабочей поверхностью, и расположением насечек по диаметру. За счёт этого они выигрывают у других игл в прочности и скорости при работе. Прокол при работе с такой иглой практически незаметен, потому что она превосходно заглаживает поверхность.

В заключение поговорим о иглодержателях .

Их использование делает процесс валяния более удобным. первое преимущество - снижается усталость пальцев; второе - становится возможным использование нескольких иголок (от 3-х до 7-ми) одновременно, что значительно ускоряет валяние. Иглодержатели позволяют менять и чередовать иглы по вашему желанию.

Необязательно их приобретать в магазине. Заняться изготовлением можно и самому. Для этого подойдёт пробка от винной бутылки, или можно обмотать с помощью резинки несколько иголок, дополнительно замотав скотчем для удобства.

После изучения данного мастер-класса вы можете подобрать себе оптимальный набор иголок для валяния, а значит полностью готовы к созданию своего первого шедевра!

На первый взгляд может показаться, что такое увлечение современных рукодельниц, как фелтинг, появилось относительно недавно.

Однако что вы скажете на то, что около 8000 лет назад люди уже применяли на практике изготовление различных вещей из шерсти? Позднее начали появляться целые мастерские, специализирующиеся на работе с натуральной шерстью. Давайте же посмотрим, с чего сегодня могут начать знакомство с данным рукоделием все желающие.

Фелтинг для начинающих: мастер-класс

Начинающим рукодельницам рановато сразу делать игрушки или картины. А вот что-то несложное вроде украшений вполне можно. Попробуем сделать брошь-цветок.

Итак, для броши «Ландыши» понадобятся:

  • Собственно, шерсть
  • Тонкие иголки для валяния
  • Тонкая проволока
  • Плотная губка или щётка в качестве подставки для изготовления украшения
  • Бусины диаметром 7-10 миллиметров
  • Лак акриловый
  • Ножницы
  • Мыльная вода
  • Застёжка, применяемая для изготовления броши

Приступаем:

  • Прежде всего, необходимо сформировать каркас для листьев . И для этого понадобится проволока
  • Теперь берётся прядь шерсти зелёного цвета. Её необходимо положить под каркас и на щётку. Эту прядь нужно прокалывать иглами

ВАЖНО: Имейте в виду, что прядь должна по размеру быть больше, чем проволочный каркас. Впритык брать не следует.

  • Прядь переворачивается , действия из предыдущего пункта повторяются
  • Кончики импровизированных листьев заворачиваются
  • Получилась заготовка под листик. Теперь на неё нужно снова положить проволочный каркас
  • Обрабатываются и края листика с помощью иголок для фелтинга
  • Теперь самое время придать листику натуральности, оттенив его шерстью зелёной гаммы

ВАЖНО: Для того, чтобы переходы оттенков получились плавными, стоит разгладить заготовку утюгом.

  • Далее формируются очертания листа — он не должен быть плоским, ведь это неестественно. При этом скрученные концы проволоки торчат из заготовки
  • На вышеуказанные скрученные концы проволоки наносится клей. На клей же следует нанести ещё немного зелёной шерсти. Шерсть закручивается таким образом, чтобы проволоки совсем не было видно, и сформировался стебель. Нужно помогать себе иголкой
  • Теперь можно приступить к изготовлению веточек . Возьмите немного белой шерсти и сформируйте из неё своеобразный блинчик
  • В такой блинчик и нужно положить бусину, задекорировав её затем шерстью . Для наилучшего эффекта стоит помогать себе иголками
  • Теперь бусину следует опустить в мыльную воду, а затем раскатать в руках

ВАЖНО: Стоит убрать выбивающиеся шерстинки с помощью ножниц.

  • Одна верхушка срезается, после чего делаются 8 надрезов. Бусина вынимается из шерстяного кокона — и вот уже шерстяная заготовка напоминает по очертаниям цветы ландыша
  • Полученные цветочки нужно макнуть в акриловый лак. Однако предварительно лак стоит слегка развести водой. Заготовки отжимаются, сушатся
  • Формируются бутончики — бело-зелёные шерстяные шарики
  • Ну а теперь начинается сборка — на проволоку нанизываются шарики. Проволока скручивается для того, чтобы шарики не отделились от неё
  • Также нанизываются цветочки , а из торчащего из цветочка куска проволоки формируется сердцевинка
  • Все ветки собираются , скрепляются вместе зелёной шерстью и клеем
  • Теперь собираются воедино веточка, листик и заколка для броши . Можно украсить это изделие зелёной ленточкой

Следующее украшение — яркие летние бусы по технике фелтинг . Для них пригодятся :

  • Шерсть . Что касается цветовой гаммы, то она может быть самой разнообразной

ВАЖНО: Обратите внимание на то, чтобы у вас под рукой была именно шерсть, а не акрил.

  • Игла. Желательно приобрести грубую обычную иглу для фелтинга
  • Вощёный шнур. Запаситесь 2-3 метрами
  • Шапочки для бусин или от желудей . Если вы не нашли недалеко от себя жёлуди, вполне можно обратиться в магазин фурнитуры
  • Специальная щётка для фелтинга . Впрочем, заменить её можно обычной губкой для мытья посуды или кусочком поролона
  • Разнообразная фурнитура — это и держатели для кулонов, которые называются бейлами, и замочки, и крепители для шнуров. Впрочем, если всё это достать вы не можете, есть вариант воспользоваться вощёным шнуром либо цепочкой от какого-нибудь ненужного украшения


Приступаем к работе:

  • Итак, прежде всего, возьмите шерсть. Распушите её, спутайте пальцами

ВАЖНО: Сколько же нужно материала для одной бусины? Всё зависит от размера бусин, но учтите в любом случае, что шерсть сильно усаживается во время работы. Это значит, что запас необходим.



  • Шерсть закручивается в шарик . Нужно прилагать побольше усилий, так как шерсть должна скрутиться плотно


  • Положите шарик на подставку — щётку, губку или поролон. Не забывайте придерживать шарик пальцами, так как на этом этапе он вполне может развалиться. В него втыкается иголка для закрепления формы, причём начинать нужно с места скрепления шерсти


  • Теперь иголкой обработать нужно всю поверхность шарика — так он лучше сваливается, становится плотнее и лучше по очертаниям




  • Аналогичная процедура проводится с остальными шариками для бус


  • Для завершения процесса сваливания шерсти рекомендуется налить в миску горячую воду, растворив в ней шампунь или жидкое мыло. В эту миску и кидаются шарики

ВАЖНО: Перед тем, как опустить все шарики, следует убедиться в том, что шерсть не станет линять. В противном случае велик риск получить изделие пятнистой окраски.



  • Каждый шарик достаётся и раскатывается между ладоней так, как будто вы работаете с пластилином, то есть по кругу. Сначала давление должно быть слабым, но затем его следует увеличить. Если сразу сильно давить, могут образоваться некрасивые заломы. Не удивляйтесь, если размеры уменьшатся до 30% или даже 50%


  • Как только бусина станет плотнее и меньше, она раскатывается между ладоней как колбаска. Нужно проводить это действие до тех пор, пока бусина не станет напоминать яйцо


  • Бусины следует прополоскать для того, чтобы убрать мыльный раствор. Затем их надо отжать и положить сушиться


  • А на этом этапе нужно обработать собранные жёлуди. Нужно сначала отделить шляпки, затем от шляпок — хвостики. В шляпках проделываются дырочки. Эти детали хорошенько промываются и высушиваются. Можно по желанию обработать заготовки для бус лаком

ВАЖНО: Если вы приобретаете специальные шапочки для бусин, то этап с просверливанием дырок, конечно же, не нужен.



  • От вощёного шнура отрезается кусочек , складывается пополам и завязывается петелькой


  • Теперь предстоит задача посложнее — протянуть через шапочку от жёлудя петлю. Если она никак не хочет продеваться, можно прибегнуть к небольшой хитрости, а именно продеть через шляпку нитку, зацепить ниткой петлю, а потом продеть это всё в шляпку


  • Протяните петлю таким образом, чтобы узелок упёрся в шляпку. С внутренней стороны шляпки завязывается ещё один узелок для того, чтобы петелька никуда не съехала


  • На дно импровизированной шляпки следует добавить небольшое количество клея


  • Теперь к клею прижимается бусина

ВАЖНО: Прижимать бусину нужно сильно, но недолго — достаточно нескольких секунд.



  1. Заключительный этап — надевание всех петелек с бусинами на какую-нибудь ненужную цепочку либо на вощёный шнур


Материалы и инструменты для валяния из шерсти

ВАЖНО: Какая бы техника ни использовалась, материалы нужны одни и те же.

  • Итак, прежде всего, это специальная непряденая шерсть. Плотность, жёсткость и цвета не имеют ограничений — их выбор зависит сугубо от вкусов и желаемого результата. Приобретать можно в специальных магазинах для творчества. Новичкам рекомендуется покупать так называемые наборы «меланж» с подходящими друг другу оттенками


шерсть для фелтинга разнообразна
  • Иглы — тоже должны быть специальными. Обыкновенные швейные стоит оставить для других занятий, так как приспособления для фелтинга более острые. На них имеются специальные зазубрины, которые помогают шерсти сваливаться. Толстыми иглами производится валяние, средними — придание очертаний, а тонкими формируются окончательные штрихи
  • Щётка — может быть специальной для фелтинга, приобретённой в магазине для творчества. Однако вполне можно её заменить куском поролона либо губкой для мытья посуды

ВАЖНО: Отказываться от данного предмета не стоит, так как он защищает стол и руки от уколов иголки.

  • Синтепон — рекомендуется в том случае, если задумывается нечто объёмное. В таком случае основа формируется именно из него, а сверху накладывается шерсть
  • Элементы декора — бусины, ленты, бисер, фурнитура, глаза из стекла


Мокрое валяние из шерсти: техника

С помощью этой техники получаются отличные сумки, шарфы, митенки, тапочки. Особенность заключается в том, что необходимо пользоваться мыльным раствором, в который и помещаются кусочки шерсти. При этом шерсть значительно садится, что подразумевает необходимость заготовки, в несколько раз превышающей желаемые размеры изделия.





  • Итак, первым делом следует приготовить мыльный раствор . Для этого натёртый на крупной тёрке кусок мыла нужно залить кипятком в объёме двух литров. Мыло хорошенько перемешивается до полной растворимости, раствор настаивается. В качестве альтернативы вполне можно использовать жидкое мыло

ВАЖНО: Раствор должен настаиваться до тех пор, пока не загустеет. Как правило, это занимает часа два.

  • После того, как раствор достигнет состояния готовности, можно приступать непосредственно к самому рукоделию. Нужно застелить поверхность пузырчатой плёнкой , так как она пригодна к использованию много раз, препятствует прилипанию волокон. Учтите, что плёнка стелется пузырчатой стороной вверх


  • Первым делом на плёнку кладётся базовый слой, затем фоновый, а уж затем — слой с рисунком . Слои должны быть тонкими, укладываемыми внахлёст и перпендикулярно, иначе возникнут просветы. Особое внимание следует обратить на то, чтобы толщина слоёв везде была одинаковой
  • Из пульверизатора обработайте заготовку водой — это поможет не сдвинуть рисунок. После этого стоит накрыть заготовку капроновой тканью и произвести смачивание в мыльной воде
  • А вот теперь можно начинать растирать полотно вручную . Причём направления должны быть разными для достижения наилучшего результата

Сухое валяние из шерсти: техника

С сухого валяния и следует начинать человеку, ранее не сталкивавшемуся с фелтингом, так как оно менее трудоёмкое. Создать с помощью этой техники можно интереснейшие игрушки, цветы, бусины.



Положите на губку кусочек шерсти, а затем с помощью иглы начните формировать из этого кусочка изделие — вот и вся техника . Помните при этом, что шерсть усаживается приблизительно на треть, так что придётся запастись большим объёмом.

ВАЖНО: Проколы следует совершать аккуратно, иначе либо иголка сломается, либо руки травмируются.

Мастера обычно начинают работу с иглами потолще, а уж в процессе уплотнения материала заменяют их тонкими. При этом иглы держатся перпендикулярно изделию, чтобы избежать поломки. Материал же должен быть расположен на поверхности, а не держаться на весу.



Валяние из шерсти игрушек: мастер класс

Для начала попробуем сделать с помощью фелтинга симпатичную овечку. Изготавливается она следующим образом :

  • Первым делом нужно поработать над основой. Из кардочёса бежевого, белого, коричневого или ещё каких-либо натуральных цветов создаётся валик Г-образной формы. Он должен быть плотным, для чего его следует хорошенько увалять


  • Теперь из части основы нужно сформировать голову. Формируется она путём добавления шерсти — так вырисовываются щёки, передняя и верхняя часть со всеми их рельефами

ВАЖНО: Если вдруг вы почувствовали, что объём головы становится меньше, чем следует, не паникуйте! Просто добавьте ещё немного шерсти — благо, кардочёс позволяет это сделать. Главное — это создать хорошую плотность.



  • Настала очередь глазок. С помощью толстой иглы формируются две выемки. Иголка с толстой ниткой продевается через шею в один из уголков глаза. На неё затем нанизывается бусина, после чего иголка продевается в другой уголок глаза, выводится в следующем глазном отверстии. Далее такой же алгоритм, как и с первым глазом, после чего игла выводится в районе шеи


  • Мордочке важно придать окончательный вид путём крепления уголков в виде носа и рта. Стоит добавить и перемычку между ними. Крепятся эти детали толстой иголкой, а обрабатываются тонкой


  • Формируется тело с помощью кадочёса. Силуэт необходимо сделать каплеобразным

ВАЖНО: Для создания туловища воспользуйтесь толстой иглой.



  • Для того, чтобы создать ножки у овечки, следует из кардочёса как следует скрутить два валика. При этом концы валиков должны оставаться распущенными


  • Теперь сформируйте валенки из коричневой шерсти сначала толстой, а затем тонкой иглами. Лишние шерстинки аккуратно срезаются


  • Ножки присоединяются к туловищу, а стыки прикрываются небольшими кусочками кардочёс. Можно прибавить ещё шерсти для создания животика и бёдрышек


  • Руки создаются так же, как и ноги , но только валики в этот раз поменьше. Концы рук нужно обернуть яркой шерстью — это варежки. Не забудьте на варежках сформировать большие пальцы

ВАЖНО: Для работы над варежкой понадобятся тонкие иглы.



  • Уши изготавливаются в виде овальных кусочков. Один конец кусочков должен быть распущенным — так будет легче прикреплять уши к голове
  • Окончательно шерсть формируется обратной иглой. Обрабатывается вся фигурка за исключением ног и мордочки. При этом поверхность должна быть заранее хорошо увяленной, так как в противном случае игрушка развалится


  • Обратной иголкой маскируются и места соединения рук с туловищем
  • Ушки соединяются так же, как и руки


  • Если вы любите вязать, на тонкие спицы наберите 7 петель и создайте шарфик для игрушки. Приблизительно 15-17 сантиметров вполне хватит


  • Область глазок нуждается в тонировке. Впрочем, как и линии морды, ушей. Тонировать рекомендуется тёмной пастелью, но и тени для век тоже подойдут


  • Игрушка-овечка готова!


Картины фелтингом

Уникальность картин, созданных с помощью фелтинга, заключается в том, что мастеру совсем необязательно быть живописцем. А результат очень схож с акварельными картинами.





Техник существует несколько:

  • Выкладывание считается наиболее удобной техникой для новичков. Не нужно использовать ни мыло, ни воду, ни иглы. Волокна из шерсти просто выкладываются слоями

ВАЖНО: Для того, чтобы работа держалась, нужно придавить её стеклом.

  • Мокрая техника требует использования мыла и воды. Волокна при этом настолько хорошо сцепляются, что едва различимы, превращаются в единое целое


  • Смешанная техника заключается в том, что сначала используется мокрый фелтинг, а уж затем накладываются сухие волокна. Для мокрой части работы берутся основные оттенки, а сухая привносит дополнительные оттенки. В последнем случае используются иглы


ВАЖНО: Какой бы ни была техника, помните о том, что быстрого результата ждать не следует. Возможно, работа займёт несколько недель, иначе образуется масса недостатков.

Нюансы создания картин с помощью фелтига:

  • Зубочистка или иголка просто необходимы для лучшей проработки мелких деталей. Неплохо работа получается и в том случае, если при выкладывании шерсти использовать пинцет
  • Время от времени к картине прикладывайте стекло — так лучше будут видны недочёты. Так как многие работы в итоге хранятся под стеклом, лучше сразу устроить проверку вида картины. Сразу станет понятно, насколько плотно слои находятся по отношению друг к другу. К тому же шерсть под стеклом имеет свойство становиться расплюснутой, из-за чего деталь увеличивается в размерах
  • Многообразие оттенков — непременное условие создания картины. Блики, пятна, тени делают работу натуралистичной. И создавать их очень просто, если заменять слои

ВАЖНО: Следует, тем не менее, аккуратно относиться к замене слоёв, иначе картина утратит лёгкость.



Фелтинг — это превосходный семейный досуг. Шерсть абсолютно безопасна, если только на неё не имеется аллергических реакций. Это значит, что привлекать к такому занятию можно даже детей, прививая им трудолюбие, усидчивость и чувство прекрасного. Совершенствуйтесь раз за разом вместе с фелтингом!

Видео: Как покупать шерсть для валяния?

Видео: Фелтинг, или как свалять панду?

Валяние с помощью пробивных игл представляет собой довольно простой процесс спутывания и пробивания волокон специальными иглами, после чего они соединяются с другими волокнами или материалами. Как плоские, так и объемные изделия изготавливаются несколькими способами, но каждый из них может привести к совершенно другому результату. Сначала попробуйте поэкспериментировать с небольшим количеством волокон и пробивной иглой, чтобы определить, какой из способов вам больше подходит.

Работа с иглами при валянии .

Пробивные иглы для имеют трех или четырехгранную форму. Они очень острые и хрупкие и снабжены зубцами вдоль каждого края. Эти зубцы захватывают волокно по мере движения иглы вверх-вниз через всю массу волокон, благодаря чему те спутываются и сваливаются вместе.

При работе с пробивными иглами вам понадобится надежная поверхность, чтобы удобно было проталкивать иглу сквозь самые нижние волокна или ткань для прочного закрепления волокон на месте. Хорошей рабочей поверхностью могут стать подставка для валяния, подложка из пенопласта, подложка из стиропены или что-то другое, не поддающееся валянию.

Подставка обеспечивает меньшую сопротивляемость процессу с помощью пробивных игл, чем подложка из пенопласта. Процесс заметно облегчается, но задняя сторона изделия получится более ворсистой, чем в том случае, если изготавливать его на подложке из пенопласта. Удачным компромиссом будет подставка для валяния, накрытая старым полотенцем: это обеспечит нужную сопротивляемость и снизит ворсистость. Не забывайте часто поднимать изделие с рабочей поверхности, чтобы волокна не закрепились в подставке для валяния.

Если вы не используете подставку для валяния, желательно надеть на руку, которой будете держать волокна, кожаную перчатку, чтобы избежать болезненных уколов иглой. Будьте крайне осторожны при работе с пробивными иглами - зубцы делают их более опасными по сравнению с обычными иглами.

Валяние рисунков на разных поверхностях. Выполнение войлочных рисунков с помощью пробивных игл сродни живописи. Вы можете воспроизвести рисунок в виде линий, использовать затенение, чтобы показать легкие цветовые переходы, добавить эффект объема путем наслоений или выборочной обработки иглами.

Чтобы создать на поверхности будущего изделия декоративные элементы, нужно пробивать его, погружая в него иглы на 1-3 см. Для нерезкого смешивания оттенков волокон или обеспечения плавного перехода от дополнительных деталей к основе лучше делать неглубокие проколы иглами. Сдвиг волокон под воздействием пробивной иглы применяется для перемещения волокон или разделения оттенков, чтобы они лучше смешивались, но нужно соблюдать осторожность с иглами, так как они очень ломкие. Поверхность изделия получится более прочной, если слегка обработать ее проколами иглы на глубину 6-13 мм.

Для получения глубоких отпечатков или придания изделию объема следует погружать иглы более глубоко, чтобы волокна обрели нужную форму. Если наклонить иглу под углом в 45° к поверхности изделия, тоже можно добиться объемности элементов, а также соединить отдельные участки волокон или обозначить края. Не рекомендуется работать под углом при использовании иглодержателя с более чем одной пробивной иглой, так как это ведет к сгибанию игл и может закончиться их поломкой.

Валяние - перенос рисунка.

Существуют несколько способов переноса рисунка на ваше изделие. Чтобы выполнить проекты вам придется первым делом увеличить рисунок на фотокопирующем устройстве или другим способом.

Перед тем как приступать к с помощью пробивных игл на тканой основе, положите листок копировальной бумаги на фоновую ткань и поместите на него увеличенный рисунок. Обведите все линии рисунка, чтобы они перешли на ткань фона.

Если вы работаете с поверхностью, на которой не видны линии копировальной бумаги, вам понадобится трафарет. При подготовке трафарета для валяния с помощью пробивных игл вам пригодится та часть рисунка, которую обычно выбрасывают. Вырежьте рисунок и используйте окружающую бумагу в качестве трафарета, т. е. вам предстоит работать иглой внутри пустоты от рисунка, а не по его линиям. Сделайте копию рисунка на обычной бумаге или на бумаге для заморозки, а затем вырежьте его.

Приколите бумажный трафарет булавками к изделию, а трафарет на бумаге для заморозки закрепите с помощью утюга. Прикрепите волокна иглами к поверхности изделия, следуя внутренним краям рисунка. После нанесения основного рисунка уберите трафарет и закончите выделение рисунка.

Выполнение рисунка в виде линий.

Нанесение контура - это наилучший способ выполнения повторяющегося , который должен быть каждый раз одинаковым. Вы также можете нанести контур каким-то особенным ярким цветом, чтобы выделить его. Очерчивание контура простого рисунка пряжей является хорошим дополнением к валянию с помощью пробивных игл. Удобно использовать одинарную шерстяную пряжу, потому что на ней не видны проколы иглы. Если вы возьмете крученую пряжу в несколько сложений, то на ней останутся следы иглы, и она будет выглядеть так, словно вы повредили пряжу, пытаясь закрепить ее на нужном месте.

Опытные мастера советуют обрабатывать иглами только боковые края пряжи, чтобы в центре не были заметны проколы игл. Это позволяет получить аккуратную линию, а пряжа слегка приподнимается и создает интересную текстуру. Не отрезайте концы пряжи, пока не уточните нужную вам длину. В любом случае отрежьте чуть больше, чем вам нужно, и накрепко зафиксируйте концы пробивной иглой, чтобы они оставались на месте.

Имеется два способа получения четкого контура рисунка. Первый состоит в размещении небольшого количества волокон внутри рисунка и последующем их закреплении с помощью пробивной иглы, чтобы добиться четкого и чистого контура по краям трафарета. Второй способ предполагает наложение легкого свободного пучка волокон на рисунок, чтобы он заходил за края. Если в вашем распоряжении есть волокна камвольной шерсти, вам придется слегка растрепать их, потерев между пальцами, чтобы они не ложились в одном направлении, а немного спутались.

В данном случае вам понадобится незначительное количество волокон, и они должны быть контрастного оттенка по сравнению с тканью основы. Работайте иглой четко вверх-вниз по контурам рисунка, двигаясь либо вперед, либо назад, либо поступательно, как будто изображаете линию, состоящую из точек. Вы увидите, что волокна начнут выстраиваться в линию.

Убирайте все свободные волокна, которые нависают над бумагой, в центр рисунка и продолжайте двигаться иглой в сторону центра до получения четкого контура. Уберите трафарет и вбейте пробивной иглой оставшиеся волокна в центр. Добавьте еще волокон, которые необходимы для завершения полного охвата.

Переходы оттенков при валянии.

Завершив валяние основного рисунка с помощью пробивной иглы, оттените его путем добавления другого цвета - это придаст рисунку глубину и объем. Для легкого оттеночного эффекта требуется незначительное количество волокон; он не отразится на цвете самого рисунка, но цветовые переходы обретут рельефность.

Распушите небольшое количество волокон и поместите их туда, где хотите слегка изменить оттенок. Пройдитесь иглой от центра к краям, растягивая и размещая волокна так, чтобы получился гладкий переход цвета. Если вы допустите ошибку, можно либо вытащить волокна, либо прикрыть дефект дополнительным небольшим количеством волокон. В этом и состоит притягательность валяния с помощью пробивных игл.

Сочетание оттенков, наложение их друг на друга позволяют создавать сложные и красивые изделия. Если вы хотите придать волокнам определенное направление, возьмите камвольные волокна в том виде, в каком они есть, не распушая их между пальцами. Они сохранят линии направления в готовом изделии.

Добавление объема.

Для того чтобы придать элементу изделия приподнятый или объемный вид, используйте в 2-3 раза больше волокон, чем требуется для плоской детали. Начните с легкой обработки иглой центра детали, чтобы удержать волокна на месте. Затем обработайте края объемной детали, держа иглу под углом в 45° к поверхности изделия, чтобы добавленное волокно оставалось приподнятым, и только край был плотно скреплен с фоном. И слегка приподнятые, и полностью объемные изделия выполняются в одной технике - меняется только количество волокон. Можете изготавливать объемные детали отдельно, а затем прикреплять их к поверхности основного изделия с помощью пробивных игл.

Войлочные фигурки.

Одна из причин, почему валяние с помощью пробивных игл пользуется популярностью, заключается в том, что по данной технологии можно изготовить различные войлочные фигурки. Фантазии в этом случае нет предела, но до того как приступить к выполнению трехмерного изделия, вам потребуется форма основы. В сложных случаях такой формой служит «арматура» из проволоки, для простых фигурок достаточно пучка волокон. Когда форма основы будет готова, на ней начинают создавать готовое изделие.

Каркасные изделия в технике валяние.

Подготовьте из проволоки каркас будущего изделия или в технике валяние. Не торопитесь, хорошенько продумайте форму и сделайте такой каркас, который станет надежной основой для фигурки. Тщательность работы на данном этапе поможет вам сэкономить время и добиться успеха в будущем. Арматура должна сохранять форму изделия и обеспечивать его балансировку, чтобы оно было прочным и устойчивым. Проволока потребуется достаточно длинная, чтобы сформировать конечности человека или животного. Срезанные концы проволоки нужно обязательно завернуть внутрь, чтобы они не выходили сквозь готовое изделие. Оберните готовую арматуру шерстью и начинайте обрабатывать волокна пробивными иглами вплоть до закрепления их на арматуре. В целях экономии используйте для внутренней части фигурки неокрашенные натуральные волокна, которые намного дешевле окрашенных. Нет необходимости валять каждую часть внутренних волокон до получения плотного войлока - тем не менее, волокна должны быть сваляны так, чтобы они закрепились на месте. Когда арматура будет готова, начинайте формировать детали изделия.

Подушечки из волокон.

Основой мягкой фигурки простой формы будет служить из волокон. Чтобы сделать такую основу, сформируйте из достаточного количества волокон шарик размером приблизительно с ваше будущее изделие. В процессе работы иглой периодически помещайте шарик между ладонями, сложенными горстью, и осторожно дышите на него, чтобы согреть волокна и помочь им слегка схватиться. Обрабатывая волокна, старайтесь придать им форму основы вашего изделия. Когда форма будет готова, приступайте к дальнейшей работе.

Изменение формы основы.

С целью изменить форму основы вы можете начать сильно работать иглой в какой-то части основы и сформировать, к примеру, впадину. Другой способ -слегка пощипать основу до получения нужной формы и обработать ее иглой до закрепления.

Добавление деталей.

Завершив форму основы, дополните ее другими объемными деталями. Детали нужно сформировать заранее, после чего закрепить их с помощью пробивных игл на местах. Чтобы добавить детали, можно намотать шерсть вокруг палочки, а затем снять с нее. Попробуйте также сворачивать волокна для получения трехмерных форм и прикреплять их к основе путем обработки краев иглой. Если вы решите добавить к изделию какую-то деталь, обязательно оставьте про запас небольшой пучок несвалянных волокон.

Цветовые переходы при валянии.

После завершения объемных элементов изделия самое время заняться отделкой его поверхности. Можете добавлять оттенки в любой момент работы, но ощутимые изменения лучше вносить перед финалом. Цветовые оттенки наносите прямо на детали изделия, которые вы присоединяете к основе. Смешивайте оттенки перед внесением их в эти детали. Чтобы лучше выделить детали, раскрасьте готовое изделие красками.